Россияне жалуются на суммы в квитанциях за отопление. Например, жильцы «трёшки» в доме 1980-х годов постройки в Челябинске в декабре отдали за тепло около 4 тысяч рублей. Особенно возмущает горожан ситуация, когда за окном около ноля, а батареи продолжают жарить, как в морозы. В квартирах открывают форточки и тем самым начинают отапливать улицу. За свой, естественно, счёт. Рассказываем, могут ли жители повлиять на ситуацию с отоплением в доме и как снизить плату за обогрев.
Прибор учёта - не панацея
В теплоснабжающих организациях говорят, что там, где есть общедомовой прибор учёта тепла, жильцы платят меньше, чем по нормативу (если считать не отдельные месяцы, а весь отопительный сезон). Экономия от 20 до 80%. Проблема заключается в том, что счета за тепло, даже несмотря на эту экономию, всё равно высокие. Объясняют это тем, что управляющие компании вдобавок должны проводить мероприятия по энергосбережению в доме (в данном случае по сбережению тепла). А делается это неэффективно.
«Жилой дом, в котором утеплены подвалы, хорошо заделаны межпанельные швы, поставлены доводчики на входные двери, установлены герметичные окна, расходует меньше тепла, чем дом, в котором не уделяют этому вопросу должного внимания. По данным специалистов АО «УСТЭК-Челябинск», только через стены и окна уходит в среднем от 40 до 60% тепла. На практике это означает, что почти половина суммы за отопление в квитанции улетает «в воздух». Чтобы не платить за теплопотери в подъезде, необходимо до старта отопительного периода провести в доме мероприятия по энергосбережению», – даёт информацию пресс-служба челябинской теплоснабжающей компании.
Контроль за проведением таких мероприятий возложен на собственника жилья. Жители многоквартирного дома должны сами выяснить, «получил ли их дом паспорт готовности к отопительному периоду, все ли замечания, указанные в акте службы тепловой инспекции устранены, установлены ли устройства защиты внутридомовой системы от превышения давления, проверены ли все внутридомовые коммуникации, проведены ли мероприятия по энергосбережению» (цитата с официального сайта поставщика тепла).
«Предположим, жильцы всё своё свободное время посвятили контролю за управляющей компанией, написанию жалоб в прокуратуру и ГЖИ. Швы прогрунтованы, евроокна установлены. Да, в доме будет теплее. Но от этого вы не станете платить меньше! Ради интереса я сравнил квитанции клиентов с одинаковыми по площади квартирами в домах с евроокнами и без: они одинаковы», – делится наблюдениями поверщик приборов учёта Вячеслав Готвянский.
Вентиль преткновения
Оказывается, провести энергосберегающие мероприятия в доме – это полдела. Уменьшить показания общедомового прибора учёта тепла (а значит, и сумму в квитанции) можно лишь в том случае, если сократить количество потреблённых гигакалорий. Сделать это УК может, снизив объём потребления горячей воды, которая течёт по трубам отопления.
Алгоритм действий следующий. Жилец пишет в управляющую компанию жалобу на «перетоп», если температура воздуха в комнате выше 24 градусов. В течение двух часов после получения претензии к нему в квартиру должен явиться представитель УК (ТСЖ и т. п.), измерить температуру и составить акт в двух экземплярах о том, что температура воздуха в квартире не соответствует нормативу. По закону за каждый час «перетопа» делают перерасчёт на 0,15%.
Однако ежедневно регулировать систему, по всей видимости, тоже не выход.
«Мы пробовали уменьшать напор и доигрались до того, что общедомовой счётчик тепла вышел из строя. Пришлось жильцам скидываться на новый, а это очень большие расходы. Мне интересно, как ресурсники себе это представляют. Допустим, днём, когда температура воздуха выше, управляющая компания уменьшила напор. А ночью снова увеличивать? Слесарь только и будет бегать от дома к дому и крутить вентиль», – поделилась мнением челябинский общественник, учредитель УК Галина Топычканова.
«Уменьшая напор, мы уменьшаем скорость циркуляции воды по трубам. К чему это приведёт? На верхних этажах будет недотоп, на нижних – перетоп. Может возникнуть разбалансировка всей системы теплоснабжения дома: она начнёт вибрировать, возникнет шум, – объясняет директор другой челябинской УК Артур Пальцер. – Кроме того, постановление Правительства РФ № 354 прямо запрещает заниматься регулировкой оборудования, не предназначенного для этих целей. Речь идёт о запорной арматуре, которая используется в большинстве многоквартирных домов».
И поставщик тепла, и управляющие компании сходятся в одном: из всех способов экономии теплоресурса лучшей для многоквартирного дома является система климат-контроля. Правда, это недешевый вариант.
«Мы установили систему климат-контроля в нескольких домах, которые входят в нашу сферу обслуживания. Стоит она не один миллион рублей, эти средства берутся со спецсчёта регоператора капремонта. Такой сценарий возможен только для домов, жильцы которых общедомовым собранием постановили откладывать деньги на спецсчёт. Другое условие: дом должен быть в нормальном состоянии. Если там протекает кровля, нет евроокон, никто не возьмётся устанавливать климат-контроль. Но если все условия соблюдены, средства на спецсчёте есть, то УК может помочь жильцам добиться от регоператора капремонта установки климатконтроля», – делится опытом Артур Пальцер.
Проверить квитанции
«В последнее время нередко поступают обращения граждан, связанные с повышением платы за отопление. Мы внимательно рассматриваем каждое из них. Статистика за прошлые годы показывает, что не всегда теплоснабжающая организация корректно производит начисление платы. За 2021 год поступило 555 обращений, выявлено 142 нарушения, устранено 80. За 2022 год поступило 534 обращения, выявлено 45 нарушений, устранено 27, - приводит цифры начальник отдела проверки обоснованности платежей за жилищно-коммунальные услуги Главного управления Государственной жилищной инспекции Челябинской области Анна Голодова. - Причины неправильных расчетов могут быть разными. Например, у двух многоквартирных домов в Челябинске и Сатке общедомовые приборы учета вышли из строя, находились на ремонте. По правилам в этом случае в первые три месяца расчет тепла производится по средним показателям за прошлые месяцы. Вместо этого его произвели по нормативу. По предостережению, выданному Госжилинспекцией ресурсоснабжающим организациям, в первом случае произведен перерасчет на 218 347 рублей по дому, во втором – на 163 583 рубля. Другой пример ошибки в расчетах: в доме стояла высокая цифра в квитанции за сентябрь, когда отопительный сезон только начался. Оказалось, в графу «отопление» была включена стоимость тепловой энергии, потраченной на горячее водоснабжение. Получается, люди заплатили за горячее водоснабжение дважды».
«Жильцы-молчуны будут платить по полной программе. А если они начнут интересоваться, откуда взялась сумма в квитанции, сравнивать, писать жалобы, есть вероятность, что добьются уменьшения оплаты, - считает эксперт комиссии Общественной палаты Челябинской области по ЖКХ, строительству и благоустройству Евгений Фёдоров. - В последние годы большинство собственников жилья заключили прямые договоры с теплоснабжающей организацией. А это значит, что жалобу на перетоп нужно подавать в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальной услуги. Исполнитель коммунальной услуги «отопление» - не управляющая компания, а теплоснабжающая организация. На практике я советую жильцам подавать жалобы и туда, и туда».