«Как крепостные». Почему нескольким домам в Челябинске не дают менять УК?

Крыльцо дома на Салютной, 52. © / Людмила Ковалёва / АиФ

Казалось бы, законы достаточно чётко прописывают правила, если жильцы какого-либо дома решили сменить управляющую компанию. Но, как оказалось, только не в Челябинске. Здесь жильцы нескольких домов почувствовали себя крепостными, у которых нет никаких прав. Все они хотели бы перейти под обслуживание «Первой управляющей компании», которая появилась совсем недавно. Прежде это было ТСЖ «Медик» - действовало оно столь успешно (получив в 2016 году статус «Дом образцового содержания»), что доверить своё управление ему решили жильцы ряда домов, так как по закону ТСЖ не может обслуживать другие дома, решено было создать новую управляющую компанию. Но не всем это понравилось.

   
   

Помогло решение суда

Так жильцы дома №36 по улице Горького решили сменить управляющую компанию ещё в 2017 году. Но Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) по разным поводам в этом людям отказывала. Потребовалось решение суда, чтобы жильцы, наконец, добились уважительного отношения к своему решению.

Так выглядят снаружи стены дома на улице Горького, 36. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва
Горького, 36. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва
Горького, 36. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

«Поводом для недовольства у нас было много, - рассказывает председатель дома Елена Жукова. – К примеру, однажды мы обнаружили, что за внешний осмотр дома списали более 300 тысяч рублей! Мы обратились в независимую экспертизу и узнали, что на самом деле эта процедура стоит около 7 тысяч рублей. Пока шло разбирательство, нашими деньгами пользовались, но ничего для дома не делали. До сих пор ни деньги, ни документацию не вернули, хотя по закону обязаны это сделать за 30 дней. Неудивительно, что мы захотели как можно скорее перейти в другую управляющую компанию».

Горького, 36. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

Та же ситуация повторилась с домом №34 по той же улице, а также с домом №100 по улице Героев Танкограда.

«Мы потребовали с управляющей компании отчёт о работе, а нам ответили: «Это коммерческая тайна», - возмущается председатель дома №100 Александр Сысалятин. – После такого отношения мы, конечно, решили перейти в более порядочную управляющую компанию. Мы оформили все необходимые документы, и первое решение от специалиста ГЖИ было положительное – к документации претензий нет, рекомендую подписать. Но до сих пор проволочки продолжаются. Почему какая-то организация нарушает наши права?»

Ещё критичнее ситуация с домом №52 на улице Салютная, где прежняя управляющая компания в одностороннем порядке расторгла договор с жильцами. Трубам здесь уже по 70 лет, везде грибок, пахнет канализацией.

Подвал дома на Салютной, 52 - в ужасном состоянии. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва
Подъезды дома также не в лучшем состоянии. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

«В ГЖИ нам пообещали выставить дом на конкурс через полгода, но полгода что нам делать? – спрашивает жительница дома Людмила Колобова. – У нас по инстанциям ходит жилец, инвалид по зрению, представляете? Носит документы, а ему отказывают! Так как дом практически бесхозный, нас лишили субсидий на оплату услуг ЖКХ – лишь после очередных долгих хождений по документам выплату субсидий восстановили».

   
   
Салютная, 52. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва
Салютная, 52. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

Проверки за проверками

В «Первой управляющей компании» считают, что УК, от которых уходят дома, просто не могут смириться с таким поведением жильцов и нормальной конкуренцией.

«Но более всего мне непонятна позиция ГЖИ, - говорит председатель ТСЖ «Медик» Галина Топычканова. – Пока мы занимались только своим домом, нас хвалили, выдавали грамоты, ставили в пример. Так в 2016 году администрация Челябинска признала нас лучшим предприятием ЖКХ. Как только мы решили создать управляющую компанию и к нам потянулись дома, так отношение сразу поменялось. Скажем, когда оформляли документы для дома №100 по улице Героев Танкограда, то нам отказали на основании того, что нет договора управления с жильцами. Мы в недоумении – как нет? Был договор среди представленных документов. Идем в ГЖИ, чтобы показать – думаем, может, не заметили? И снова отказ! Просто отказ, даже без объяснения каких-либо причин! Дошло дело до каких-то крик и истерик, представляете?»

Как сообщили в «Медике», сразу после начала эпопеи с домами, началось также давление на ТСЖ.

«Проверки у нас идут за проверкой - зная это, мы тщательно документируем все траты, - рассказывает Галина Топычканова. – И всё равно к нам выдвигают претензии. Мы получили 11 предписаний от ГЖИ, которые невыполнимы – их просто невозможно выполнить – например, вернуть жильцам деньги, которые были потрачены на дом. Их просто нет, они все в доме. А вот к другим управляющим компаниям претензий нет, хотя закон они нарушают. Самыми же бесправными оказались жильцы, которые превратились в настоящих крепостных».