Сегодня частенько приходится слышать, как люди сетуют: вот, мол, бабушки на лавочках больше не сидят, не создают во дворах домашнюю атмосферу… Но и здесь могут быть счастливые исключения: если во дворе уютно и комфортно, то там и «исчезнувшие» бабушки появятся.
Например, в Челябинске во дворе дома по улице Котина, 21 созданы все условия, чтобы было хорошо всем жителям, в том числе и пенсионерам. Многоэтажку на Котина более 10 лет обслуживает товарищество собственников жилья «Медик», и все эти годы дом содержится практически в идеальном состоянии.
Первые в Уральском регионе
Надо сказать, что домом ТСЖ «Медик» южноуральская столица может гордиться по праву. Именно он в 2016 году получил знак отличия «Знак качества ЖКХ» – первым в Уральском федеральном округе. Почетную награду председателю ТСЖ «Медик» Галине Топычкановой в торжественной обстановке вручали губернатор региона Борис Дубровский и председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ России Сергей Степашин. На фасаде дома тогда же установили табличку «Дом образцового содержания».
Конечно, данный дом был выбран не случайно. ТСЖ «Медик» регулярно становилось победителем городских конкурсов на звание лучшей управляющей компании Челябинска в номинациях «лучший двор», «лучший дом» и «лучший подъезд». Администрация города неоднократно отмечала высокий уровень содержания и самого дома, и прилегающей территории. По оценке БТИ, износ дома за прошедшие 14 лет составил всего 0, 01%. Но прийти к таким результатам было непросто.
Были проблемы и с отоплением: зимой температура в квартирах не поднималась выше 14 градусов. «У меня тогда все цветы дома замерзли», – вспоминает Галина Сергеевна. Жители не стали долго терпеть такую ситуацию, и в 2006 году приняли решение о создании ТСЖ – тем более тогда, в первые годы после принятия нового Жилищного кодекса, государство всячески поощряло подобную самоорганизацию жильцов многоквартирных домов.
Уют и комфорт
Сегодня дом на Котина, 21 (две четырёхподъездные 10-этажки) по праву считается образцовым: грамоты и дипломы, полученные ТСЖ «Медик» за успешное ведение жилищно-коммунального хозяйства, занимают целую стену. Но дело, конечно, не только в грамотах. Главное – это высокое качество жизни, которое работники ТСЖ сумели обеспечить всем жильцам обычной городской многоэтажки. Думаю, многие горожане посчитали бы подобный уровень комфорта прекрасной сбывшейся мечтой.
Судите сами. В подъездах царит идеальная чистота: два раза в неделю проводится влажная уборка с первого по десятый этаж, одни раз в два года делается полноценный ремонт – штукатурка, побелка, покраска. В каждом подъезде установлены энергосберегающие лампочки, которые включаются на звук и дают реальную экономию электроэнергии. О том, что в квартирах когда-то мёрзли и в кране не было воды, жители давно забыли.
«Мы заменили в доме все электросчетчики, установили два современных теплоузла, – рассказывает главный инженер ТСЖ «Медик» Олег Галиев. – Сейчас мы можем регулировать тепло в квартирах с учетом уличной температуры – чтобы в квартирах не было или слишком жарко, или слишком холодно. Благодаря тому, что мы можем регулировать подачу тепла, и получается экономия тепловой энергии».
Каждый год в доме проводится текущий ремонт кровли, поэтому жалоб у жителей верхних этажей почти не бывает. Если все-таки жильцы пожалуются, что «крыша протекает», то проблемы оперативно устраняются. И вообще все работники – электрик, слесарь, сантехник – сразу приходят в квартиру, как только поступил вызов. Никаких «ждите в течение дня» тут нет.
Нет здесь и такой известной проблемы, как нетрезвые слесари или другие сотрудники. Зато всегда есть те, кто хочет работать в ТСЖ: если вдруг освобождается вакансия, то сразу выстраивается очередь из желающих ее занять.
Также в доме сделано видеонаблюдение, работает охрана, установлено два шлагбаума: одни – на въезде на территорию дома, другой – на въезде во двор. То есть машины во двор не заезжают, и вся территория абсолютно безопасна. Можно отпускать детей гулять и не беспокоиться о том, что с ними что-то случится.
Вы скажете: наверняка люди платят за эти услуги немалые суммы. Нет, никаких дополнительных денег с собственников не берут. Мало того, жильцы здесь на платят даже за ОДН. Откуда ТСЖ берет на это деньги? Жильцы еще в 2012 году на общем собрании приняли решение, что средства, образовавшиеся в результате экономии тепла, надо направить на улучшение обслуживания и повышение качества жизни. Кстати, это решение было принято в соответствии с существующим на тот момент законодательством.
Бабушки общаются, пьют чай
Отдельная гордость Галины Сергеевны – это прекрасный, ухоженный двор. Здесь оборудована современная детская площадка, высажены деревья, оформлены цветочные клумбы – для этого специально приглашали флористов. По периметру установлены красивые энергосберегающие фонари, которые ночью освещают двор.
В уютном уголке двора по просьбе пенсионеров установили стол со скамейками. «Теперь там наши бабушки посиделки устраивают, общаются, пирожки приносят, чай пьют», – говорит Галина Топычканова. И если в начале статьи мы писали о том, что бабушек во дворах не осталось, то здесь, на Котина, 21, созданы все условия именно для старшего поколения: можно и с внуками спокойно погулять, и пообщаться, и на лавочке посидеть…
Благодаря видеонаблюдению и охране во дворе поддерживается порядок в любое время суток. Не секрет, что головная боль многих челябинцев, живущих в многоэтажках, – это пьяные компании и шум во дворах. Тут ничего подобного давно нет: во дворе спиртного не распивают, после 10 часов вечера никто не шумит.
«Много лет мы устраиваем во дворе новогодний детский праздник, – рассказывает Галина Сергеевна. – Это уже стало нашей традицией. Приглашаем Деда Мороза и Снегурочку, закупаем подарки для всей нашей детворы. Ставим елку во дворе, жители помогают нам ее наряжать. Представьте, какая тут красота зимой: елка сверкает огнями, фонарики горят, снежок тихо падает. Жители нам говорят: в нашем дворе такое чувство возникает, как будто в сказку попали. На праздник приходят не только наши дети, но и со всех окрестных дворов».
Избирают большинством голосов
Как и положено по закону, ежегодно в ТСЖ «Медик» проводится отчетное собрание, на котором присутствуют собственники квартир, а правление отчитывается о потраченных деньгах и проделанной работе. Каждые два года жители переизбирают Галину Топычканову на должность председателя ТСЖ подавляющим большинством голосов: за нее голосуют 98% собственников.
Но, к сожалению, даже в образцовом доме, признанном на федеральном уровне, находятся недовольные люди, которые пишут ничем не обоснованные жалобы во всевозможные инстанции, идут с исками в суды. Этих людей единицы, но они создают проблемы всем жителям дома – ведь бесконечные проверки (а их было 115 за последние полтора года) не способствуют четкой и слаженной работе по управлению домом.
Кстати, в ходе проверок различные надзорные органы не выявили никаких нарушений. «Все расходы, вся финансовая деятельность подтверждены документами, – говорит Галина Сергеевна. – Открытость и прозрачность – наши принципы. Также у ТСЖ есть свой сайт, на котором размещена максимально полная информация о нас и о нашей работе».
Хочется напомнить, что жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный технологический организм, управление которым требует инженерных знаний, правовой и финансовой грамотности, четкой организации и т.д. Нынешняя команда, работающая в ТСЖ «Медик», на самом высоком уровне доказала свою компетентность и профессионализм. Какая-то странная традиция у нас – создавать проблемы тем, кто трудится на совесть. Может, пора с этой традицией расстаться?