Холод и плесень.Челябинка вынуждена переплачивать за ЖКХ, чтобы не мерзнуть

Александр ФИРСОВ / АиФ

В январе 2021 года, когда в Челябинске резко выросла плата за отопление в многоквартирных домах, жители возмущались и требовали разъяснений. Представители теплоснабжающей организации объяснили увеличившиеся платежи аномальными холодами: чем ниже температура за окном, тем больше энергии тратится на обогрев дома и подогрев воды. Следовательно, возрастает и плата за коммунальную услугу.

   
   

Спору нет, никого этот выросший ценник не порадовал, но все-таки главное здесь, чтобы дома было тепло. Обиднее всего в этой ситуации тем жильцам, которые исправно оплачивают отопление и мерзнут в своих квартирах.

В спальне – ледник

Одну из таких историй рассказывает жительница Челябинска Елена Ситникова.

«Я переехала сюда 10 лет назад, и все эти годы зима для меня – самое страшное время. В двухкомнатной квартире холодно везде – и в большой комнате, и в кухне, и в ванной. А уж в спальне (маленькой угловой комнате) вообще ледник», – говорит она.

Елена вспоминает - тот факт, что квартира находится на первом этаже тогда, 10 лет назад, ее не насторожил: «Во-первых, дом № 20А по ул. Доватора – еще далеко не старый (1982 г. постройки); во-вторых, мы при переезде сделали масштабный ремонт: в обеих комнатах поменяли стояки и батареи отопления, постелили и утеплили пол».

В общем, Елена как владелица жилья сделала все, что от нее зависело, чтобы дома у нее было тепло. Тем не менее, на протяжении 10 лет отопительный период для нее – это непобедимый холод в квартире и постоянное «выяснение отношений» с управляющей компанией.

«В первые годы, когда было холодно, в управляющей компании мне на мои заявки отвечали, что теплосети не дают в дом нужную температуру. Потом, когда я обратилась в теплосети, пришла оттуда сотрудница, замерила температуру воды на входе в дом и выяснилось, что температура соответствует всем нормативам», – вспоминает Елена Ситникова.

   
   

Потом были написаны горы жалоб и обращений в различные инстанции – управляющую организацию, ГЖИ, администрацию Советского района. Так, например, в 2016 году Елена получила ответ из районной администрации, в котором говорилось: «По существу вашего обращения сообщаем, что работы по регулировке системы отопления в вашем доме проведены».

Но в ее квартире холодно до сих пор, и тогдашнее очередное «письмо в инстанции», как и многие другие, не помогло.  

«Я много раз обращалась с заявками в свою управляющую компанию, там моих заявок уже целый том, наверное. Обычно по заявке приходил слесарь, что-то делал в подвале, перезапускал систему, потом на 2-3 дня трубы отопления становились горячими, затем снова остывали. Иногда из подвала прямо на улицу начинает идти пар», – говорит моя собеседница.

«Если есть какие-то неполадки с трубами в подвале, то эту проблему надо немедленно решать. В трубах теплоснабжения не допускается даже капельная течь! Жилец может обратиться с заявлением в УК и вместе с работниками УК (мастером, инженером) спуститься в подвал и присутствовать при осмотре оборудования. Такое право у жильцов есть. Все неисправности также отражаются в акте, в котором жилец должен расписаться. После этого УК обязана сделать ремонт», – поясняет эксперт в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, старшая по дому (пер. Лобенский, д. 2) Татьяна Шевченко.

Кто обследовал квартиру?

Мы обратились за разъяснениями в управляющую компанию, которая обслуживает этот дом, – ООО «Унита». Там ответили, что работы по ремонту отопительной системы были выполнены в полном объеме: «В доме по адресу: Доватора 20А в 2019 году была заменена врезка в подвальном помещении на систему отопления по стояку квартиры 107, также была выполнена частичная замена стояка системы отопления в подвальном помещении, при подготовке к отопительному сезону (летом 2020) была выполнена промывка системы отопления до чистой воды».

Кроме того, в официальном ответе УК сказано, что «19.11.2020 г. у собственника в квартире были выполнены замеры температуры, на момент обследования температура составляла: кухня + 21 градус, комната № 1 +21 градус, комната № 2 +21 градус. Что соответствует требованиям Постановления от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Странность в том, что собственница квартиры утверждает: в этот день никто с замерами к ней не приходил, никаких актов на эту тему не составлял и ни в каких документах она не расписывалась.

В спальне, кстати, есть еще одна проблема: промерзает угловая стена. «Внизу у плинтуса образуется наледь, потом появляется плесень. Я эту плесень убираю, ставлю обогреватель ближе к стене, она немного прогревается. Если обогреватель выключить, то плесень появляется снова», – рассказывает Елена.

Еще 30 октября 2020 года она оставляла заявку, в которой просила отремонтировать швы на фасадной части стены.  «И тогда в октябре, и затем уже в марте 2021 года мне ответили, что ремонт швов по моей заявке включат в план работ на следующий год», – говорит она.

И тут снова нестыковка с ответом УК, где говорится, что данный ремонт уже выполнен: «Фасад дома облицован мраморной плиткой. После заявки собственника, 30.10 2020' г. выполнены работы по заделке микротрещин на отмостке дома с целью исключения возможного поступления холодного воздуха через неплотности в сопряжении полов квартиры с наружной стеной». Так заделали трещины или только включили в план?

Приходится платить огромные суммы

А пока Елена Ситникова вынуждена платить двойную плату за коммунальные услуги – просто, чтобы не заболеть воспалением легких в своей квартире: «Мне приходится использовать целых четыре электрических обогревателя – два настенных и два обычных. И это выливается в огромные суммы, которые приходится платить и за тепло, и за электричество. Судите сами. В январе я заплатила за электроэнергию 2500 рублей и плюс 3000 за отопление! Я работаю учителем в школе, и никаких лишних денег у меня нет».

Татьяна Шевченко считает, что в такой ситуации не стоит опускать руки:

– Достаточно часто на 1-м этаже бывает холоднее, чем в квартирах на верхних этажах – такова специфика устройства системы отопления. Но это не значит, что люди должны мерзнуть в своих квартирах, ведь услуги отопления они полностью оплачивают. Температура по нормативу не должна опускаться ниже плюс 19 градусов. Если дома холодно, надо сначала обратиться с жалобой в свою УК. 

В квартиру должна прийти комиссия, которая обязана измерить температуру воздуха в жилых помещениях. Также слесарь может специальным аппаратом измерить температуру стояка отопления, которая тоже должна соответствовать температурному нормативу.  Все эти данные будут зафиксированы в акте. Имея на руках этот акт, можно идти с жалобой в ГЖИ. Если обращение в ГЖИ не поможет, то тогда со всеми этими документами надо обращаться в прокуратуру.

Да, только остается открытым вопрос, почему законопослушные граждане и добросовестные плательщики должны тратить свою жизнь на борьбу за право жить в нормальных человеческих условиях?