Город машин и кофеен. Как оценивают Челябинск земляки, живущие за рубежом

Когда приезжаешь из-за границы, замечаешь, что челябинск стал больше похож на западные города. © / Людмила Ковалева / АиФ

Известно, что когда возвращаешься из дальних краёв, особенно многое замечаешь в родном городе. И хорошее, и плохое. Так как же смотрят на Челябинск те, кто живёт в других регионах, а то и за границей?

   
   

Кофейни против алкомаркетов

Режиссёр Олег Асадулин уехал из Челябинска давно – сначала жил в Санкт-Петербурге, затем в Берлине, а сейчас делит своё время между Москвой и Барселоной. В родном городе он бывает раз в несколько лет и предпочитает замечать хорошее.

«Перемены к лучшему есть – это заметно, когда приезжаешь, - считает Олег. – Для меня один из отличных показателей – то, что кофеен становится больше, чем алкомаркетов. По крайней мере, не меньше – особенно в центре это заметно. Тут же барбершопы, магазины стильной одежды – всё, как в Европе и Москве! По-настоящему красивые оригинальные граффити. Не заметно пьяных людей, а ведь когда-то в подъезд нельзя было войти, чтобы не перешагнуть через лежащее тело. Опять же – в целости и сохранности световая реклама, какие-то инсталляции, которые раньше долго бы на улице целыми не простояли».

Тем не менее, взгляд со стороны останавливается и на неудачных примерах:

«Заметил, что у областного краеведческого музея новое здание. Это замечательно, что оно такое большое, можно разместить много экспозиций, проводить различные мероприятия на площадках, но сам проект, конечно, неудачный. Это здание похоже на что угодно, только не на музей. Почему было не выбрать проект, где бы обыгрывалась история, какие-то традиции, знакомые архитектурные стили? Вообще Челябинску не хватает знаковых, современных зданий».

А вот Наталия Анохина, которая живёт в США, во время посещения Челябинска специально отправилась по магазинам.

«Я снимала там ролики, чтобы потом показать американцам, - поясняет Наталия. – Многие в США думают, что в России до сих пор очереди и чуть ли не голод. Поэтому я и снимала полки в гипермаркетах, бутики. Я приезжала летом – порадовало то, что на Кировке выступала музыканты, как в западных городах, люди стали гораздо более раскрепощённее, знают свои права, и в то же время воспитаннее, никто не мусорит – по крайней мере, в центре».

   
   

Уходим в песок как караван-сарай?

Особенно критичный взгляд у писателя и культуролога Дмитрия Бавильского, который много лет живёт на два города – Челябинск и Москву:

«Я помню Челябинск зелёным городом и, если судить по его снимкам советских времен, это не аберрация памяти. Больше всего любая власть ненавидит деревья и рубит их по любому поводу и даже без повода. В одном из самых экологически неблагополучных мест мира! В этой ненависти есть нечто иррациональное, ведь все время на обкомовских дачах не отсидишься. Особенно пострадал Челябинск от безграмотного расширения дорог, которое противоречит всем современным урбанистическим трендам. В то время, пока весь мир расширяет тротуары и создает пешеходные зоны, наш «крупный промышленный и культурный центр» разломали на отдельные неуютные ломти, при этом, не решив проблему пробок».

По словам писателя, самая большая его головная боль – это исторический центр, которого больше нет:

«Потому что старинная застройка – это не три оставшихся особняка, окруженные плиткой, но вязь уютных дворов и переходов между ними. У нас были такие кварталы купеческих особняков на улицах Труда и Маркса и исторической застройкой между ними. По злой воле теперь это заповедник современной архитектуры, уродливой, а также морально и эстетически устаревшей еще до начала строительства. Приезжаешь домой и больно становится, стараешься добежать до своей комнаты, не подымая глаз на то, что вокруг, а фотографируя, избегаешь крупных планов потому что найти городскую территорию, гармонически устроенную по правилам современного биодизайна, стало практически невозможно. У меня ощущение что с каждым годом город погружается на пару сантиметров в песок. Как Венеция в воду. Не зря у нас на гербе верблюд. Челяба была караван-сараем. Им она и становится теперь».

Широкие улицы – это прошлый век!

Более оптимистично настроена Алёна Савельева, которая уже несколько лет живёт и работает в Лондоне, но периодически приезжает в Челябинск к родителям.

«Приезжала в прошлом году, до пандемии, и заметила, что стало больше новых и разных зданий, это красиво, разнообразие украшает город, - рассказывает Алёна. - Увеличиваются онлайн сервисы - доставка, такси, онлайн банки, что очень это удобно. Появляются разные рестораны и кафе, люди привыкают там проводить время – такие перемены к лучшему нельзя не приветствовать».

Но, к сожалению, есть и негативные перемены, которые заметны по приезду из Великобритании.

«Челябинск стал городом дня машин. Все местные почему-то радуются, но это делает город неуютным, пыльным, шумным, менее доступным для пешеходов, особенно детей - им и выхлопов больше достаётся, они же ниже, - продолжает Алёна. - В Европе от этого как раз отходят, тратят деньги не на расширение дорог, а на зелёные и пешеходные зоны. И хороший общественный транспорт. И кто там был, знает, что по европейским городам можно гулять часами, а в Челябинске это можно делать только в некоторых специальных зонах типа Кировки, но ведь туда каждый не наездишься».