Вместе со снегом в Челябинске сошёл не только асфальт, но и плиты со ступенек подземных пешеходных переходов. Сколько лет они держались за советский цемент, не возьмется сказать ни один горожанин. Почему спускаться и подниматься по лестницам «подземок» оказалось сродни занятию экстримом, – узнал корреспондент «АиФ–Челябинск».
Картина подземелья
Прежде чем отправиться в рейд по челябинским переходам, мы сделали запрос в администрацию города: кто отвечает за содержание инфраструктуры. Оказалось, что фактически никто. В мэрии рассказали, что в былые времена подземные переходы находились на балансе заводов, но одни предприятия уже и сами канули к лету, а другие забыли о своём имуществе. Чтобы выяснить, кто хозяин подземного перехода сегодня, нужно приложить немало усилий. Бесхозные подземки тоже, увы, не редкость. От этого и картина «подземелья», откровенно говоря, одинаково мрачная.
Итак, мы прошли по проблемным точкам областного центра.
В подземном переходе в районе Теплотехнического института не оказалось ни одного лестничного проёма без выбоин. Впрочем, плиты настолько давно покинули свои места, что пешеходы уже не ругаются на торчащую арматуру, а ловко прыгают по ступенькам: как белки, выбирая те, что целее.
Еще хуже обстоит дело в переходе на площади Революции. Выход из подземки перекрывают две урны, перевязанные красно–белой лентой. По словам постоянных посетителей, плачевная картина огорчает гостей центра города уже довольно давно.
«Первая красно–белая лента появилась здесь еще в прошлом году. Мы сначала думали, что перегородили на ремонт, но никакого ремонта нет до сегодняшнего дня», – рассказали горожане.
В администрации Челябинска сказали, что переход на площади Революции – это один из пяти подземных переходов, что числится в ведении муниципалитета и находится на балансе МАУ «Кировка». Подземку построили в 1975 году, поэтому сейчас она требует капитального ремонта. Последний ремонт проводили в 2015 году из внебюджетных средств на сумму 1 млн 298 тысяч рублей. Будет ли ремонт в этом году в управлении культуры, кому подведомственна МАУ «Кировка», ответить затруднились.
Метро АМЗ
Mы также хотим обратить внимание властей еще на один важный подземный переход – на остановке завод АМЗ. В этом районе вырос крупный гипермаркет. Вот только шопинг омрачает отсутствие пеших подходов к магазину.
«Чтобы пройти в магазин, нужно перебежать шесть полос оживленной автомобильной дороги. Мы ездили сюда за покупками, когда подземный переход еще был. Но спускаться в него было страшно, там не было света, а пол был сильно затоплен. Только поэтому перестали ездить в этот магазин за покупками. Не сильно–то охота плавать с пакетами продуктов в темной подземке», – рассказала постоянная читательница «АиФ» Алена.
Выехав на место, мы увидели, что переход закрыт железными решётками. Внутри по–прежнему стоит вода. Недалеко появились светофор и «зебра».
Возвращать работоспособность подземному переходу никто не собирается.
По некоторым данным, этот переход был на балансе завода АМЗ, но с исчезновением предприятия остался без хозяина. Со временем этот переход, скорее всего, ждет участь пешеходника на остановке «Завод транспортных трансмиссий». Оказывается, многие челябинцы до сих пор недоумевают, зачем закрыли заводскую подземку. Подземный переход сравняли с землей при строительстве новой дороги. Единственным напоминанием о переходе у завода Трансмиссий стала бетонная стена с остатками кафельной плитки.
Алексей Бруй, председатель Челябинского регионального движения автомобилистов «Свобода выбора»: «Проблема подземных пешеходных переходов действительно остро стоит в Челябинске. Эти строения советской эпохи давно пережили своё время. Их никто не реконструирует и, чаще всего, не берет на баланс. Просто потому, что это невыгодно и накладно. Если бы наши подземные переходы были хоть сколько–нибудь экономически выгодными, за них бы боролись. Но все мы знает, что те же переходы, где есть ларьки с цветами, сигаретами и шаурмой, выглядят не лучше, тех, где торговых точек нет. Видимо, дело в хозяйственности наших властей, точнее, бесхозяйственности. Переходы, как и многое в городе, ждут своего часа. Нам, пешеходам, остается уповать, что прочность стен и ступеней не позволит им рухнуть нам на головы еще достаточно долго. Строить раньше умели – это факт».
Яков Гуревич, эксперт по логистике: «Ситуация с подземными переходами в Челябинске – это катастрофа. Такого позора не было никогда. Такое состояние города как сейчас – это позор. Город изначально задумывался как среда, комфортная для жизни человека. В город рвались люди из деревни, а что сейчас? Мы бежим из этого ужаса и хаоса при первой возможности. Можно много говорить о том, что современному Челябинску нужно как минимум 20 новых подземных переходов. Но говорить об этом бессмысленно. Мы не сможем построить новые, если у нас нет желания поддерживать в порядке все ранее построенные. Екатеринбург, Москва, Сочи, Новосибирск – во всех городах есть добротные современные подземные переходы. Но нашему городу это не грозит. Спросите себя: чем вам запомнились нынешние правители города. Из положительного могу вспомнить только Кировку и фонтаны. Больше руководство города не удосуживалось задуматься над тем, что полезного сделали они для города за время работы».
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.