На «отлично»? Как оценили систему образования Челябинской области

Во время недавнего визита в Магнитогорск Борис Дубровский проверил, как идёт строительство новой школы в 144-м микрорайоне. © / Правительство Челябинской области

   
   

В 2018 году система образования Челябинской области будет профинансирована на рекордную сумму – 3,5 млрд руб. Средства пойдут в первую очередь на строительство школ. Три школы откроют уже 1 сентября в этом году, ещё пять школ строят.

Решение принял губернатор Челябинской области Борис Дубровский. При таком подходе областных властей неудивительно, что система образования Южного Урала по справедливости считается одной из сильнейших в России. Очередное тому подтверждение регион получил на недавнем федеральном совещании по итогам развития образования в 2017 году – нашу систему оценки качества труда педагогов назвали лучшей в стране.

Среди ведущих регионов

Средства в размере 3,5 млрд руб – это самая большая сумма за всю новейшую историю региона. Деньги направили, в частности, на возведение трёх школ – в Челябинске, Магнитогорске и посёлке Есаульский в Сосновском районе. Кроме того, началось строительство ещё пяти школ – четыре из них откроются уже в следующем 2019 году, а пятая, что расположена в Копейском городском округе, в 2020 году. Одну из крупнейших школ заложили в микрорайоне Парковый в Челябинске – она рассчитана более чем на тысячу учащихся и по количеству школьников не будет иметь аналогов на Южном Урале.

Все школы в области теперь будут строить по четырём типовым проектом. Первый проект рассчитан на школу на 1,5 тыс человек, второй – на 1 тыс, третий – на 500, четвёртый – на 300. Все проекты ориентированы на строительную базу области, а также мы перешли на новый способ проектирования – все документы будут разрабатывать в электронном виде и 3D формате, что позволит свести ошибки к минимуму, ускорить работы и снизить их стоимость. Если этот опыт окажется успешным, его распространят на другие регионы.

Активизация строительства новых школ во многом связано с масштабной задачей, которую поставил перед системой образования Президент страны Владимир Путин - к 2025 году все школы должны работать только в первую смену. Для этого необходимо построить в Челябинской области несколько десятков новых школ и в таком же количестве провести капитальный ремонт. Затраты могут составить не менее 25 млрд руб.

Губернатор Борис Дубровский постоянно контролирует ход строительства учебных заведений – такие внимание вполне соответствует стратегии областных властей по повышению качества образования. Об этом Борис Дубровский говорил, когда выступал перед областным педагогическим собранием:

   
   

«Челябинская область сохраняет статус одного из ведущих регионов по уровню развития образовательной системы. На сегодня область входит в первую десятку регионов России по количеству обучающихся. У нас 3 тысячи учреждений занимаются образовательной деятельностью, и многие из них регулярно попадают в рейтинги лучших по стране».

По мнению главы региона, важно сохранять взаимодействие системы образования и экономики области:

«Это во многом позволило сделать Челябинскую область достаточно устойчивой в экономическом и социальном плане. Сегодня средняя заработная плата учителей на 100% привязана к средней зарплате по экономике. Уверен, что это решение, которое принял в своё время Президент России Владимир Владимирович Путин, стало исторически верным. Оно позволяет образованию и экономике чувствовать взаимный ритм, понимать, что система образования – это и есть полноценный, полновесный субъект региональной экономики».

От яслей до профессионалов

При активном строительстве новых школ на Южном Урале не забывают и про детские сады. В 2018-2019 годах в регионе откроют более 2,5 тыс новых мест. Они рассчитаны на возраст от 2 месяцев до 3 лет. Что касается категории от 3 лет до 7, то эти дети местами в садиках, в основном, уже обеспечены. Челябинская область входит в десятку ведущих регионов по охвату ребятишек детскими садиками.

«Детских садов сейчас не хватает, главным образом, в Челябинске, так как это город с растущим населением – будем строить садики в микрорайонах Парковый, Академ-Риверсайд, в центре города на улице Володарского,  - сообщил первый заместитель губернатора Евгений Редин - Поэтому делаем акцент на областном центре и ещё ряде муниципалитетов – это Копейск, Аша, Аргаяшский и Сосновский районы».

Отдельный вопрос – организация яслей. В этом направлении областные власти рассчитывают на помощь федерального центра. Но этот вопрос тесно связан с двумя другими – имеются в виду демография и занятость, так как ясли позволяют молодым родителям нормально работать.

Большое внимание также уделяют сфере дополнительного образования – таких учреждений у нас не менее 400. Они охватывают самые разные интересы – художественное и техническое творчество, спорт. По числу детей, охваченных дополнительным образованием (почти 300 тыс) Южный Урал демонстрирует один из лучших показателей в России. Если другим регионам ставят задачу, чтобы дополнительное образование охватывало не менее 75% детей, то мы этого результата уже добились.

«У детей должна быть возможность найти себя и показать себя. Челябинская область, считаю, давно сработала на опережение, возрождая секции, кружки по интересам, творческие студии, клубы военно-патриотической направленности», - убеждён Борис Дубровский.

Развивается в регионе и профориентация – среднее и высшее специальное образование. Только областных учреждений подобного профиля в области насчитывается 50, причём по каждой из специальностей подготовка ориентирована на потенциального работодателя. Далеко не во всех регионах дела обстоят таким образом. Оценку работе в результате даёт работодатель на специальных площадках – как и требует современный международный стандарт «World Skills».

Развитию современного стандарта способствует участие в движении «Молодые профессионалы» - содействие движению оказывает губернатор Борис Дубровский. По поручению главы региона южноуральцы,  победители и призеры национальных и международных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам «World Skills», и их наставники получют премии из областного бюджета. Размер поощрения в зависимости от занятого места составляет от 10 тыс до 150 тыс руб. 

Педагоги к нам едут, чтобы учиться

О достижениях региона говорили на федеральном совещании в Сочи, где выступил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов – единственный, кстати, из региональных министров, кто выступил на совещании столь высокого уровня.

«К нам поедут люди учиться, чтобы потом использовать наш опыт, - рассказывает министр. – Мы сильно продвинулись по многим направлениям, что и подтвердила федеральная оценка качества. С другой стороны, ещё есть, над чем работать. Так 93 учащихся в области не сдали итоговую аттестацию – теперь мы знаем, где надо приложить усилия по повышению квалификации. Но, в общем, по ЕГЭ радикальных изменений не будет – внятных претензий к самой форме экзамена ни у кого нет. Планируем, что больше будут сдавать иностранные языки. В этом году в тестовом режиме один из школьников сдавал даже китайский язык».

Но, пожалуй, самая главная сейчас задача – обсуждение национального проекта образования, который определит стратегию системы на 5-6 лет вперёд. Цель – войти в число мировых лидеров по качеству образования. Использовать для этого будут так называемый индекс Пирсона, принятый во всём мире.

«У меня нет сомнений, что мы выполним эту задачу», - уверен Александр Кузнецов.

О качестве образования неоднократно говорил и губернатор Борис Дубровский – особое внимание при этом будут уделять принципу многофункциональности, когда учебное заведение становится не только образовательным, но и спортивно-досуговым центром.

«Считаю, что принцип многофункциональности на сегодня самый разумный, а школа – это всегда важный смысловой элемент цивилизованной – не важно, городской или сельской, но цивилизованной среды, - пояснил глава региона. - Мы также понимаем, что учреждения образования – это место, где дети проводят значительную часть своего учебного времени и досуга. Здесь формируются многие подходы и навыки жизни, закладываются основы поведенческой и правовой культуры».

На таланты Южный Урал не оскудеет

О достижениях системы образования области свидетельствуют победы наших учащихся на различных соревнованиях. К примеру, в этом году учащийся лицея №31 вошёл в состав национальной сборной, которая участвовала в международной олимпиаде по математике, завоевал золотую медаль и стал лучшим в сборной, которая, в свою очередь, заняла 2 место – впервые сборная России достигла такого результата. Другой показатель – наши школы регулярно входят в престижные рейтинги, топ-50 и топ-100. Это серьёзный показатель. Победы одерживают не только школьники, но и педагоги.

Напомним, что недавно стало известно - 149 участников ЕГЭ достигли отметки в 100 баллов. Девять из них получили наивысший результат сразу по двум предметам. В результате число 100-балльных результатов в 2018 году составило 158, что на 29 больше по сравнению с 2017 годом, что стало абсолютным рекордом для Челябинской области за последние 5 лет.

Но не редкость, когда одарённые дети покидают пределы региона.

«Конечно, нам хотелось бы, чтобы наши лучшие учащиеся оставались на малой родине, - признаётся Александр Кузнецов. – Но мы понимаем, что нашим вузам трудно конкурировать со столичными, которые ведут достаточно агрессивную политику по поиску и привлечению одарённых учащихся. Но уверен, что наша южноуральская земля на таланты не оскудеет. Участие в соревнованиях – это у нас массовое движение. Скажем, на межвузововской олимпиаде «Звезда» более половины мест у представителей нашей области. На смену тем, кто уедет, вырастим новых, так что своих позиций не сдадим».

Подготовке учащихся способствует и тот факт, что школы Челябинской области – лидеры в России по количеству грантов.

Впрочем, победы на соревнованиях  - не самоцель. Сейчас перед школьниками и родителями стоит непростая задача – как определиться с выбором специализации, а значит, и будущей профессии, которая будет востребована на рынке труда. Все помнят, как одно время многие старались выучиться на экономистов, юристов, финансистов, но в будущем так и не смогли устроиться по специальности.

На одну вакансию экономиста сейчас претендует 400 человек, а юриста – 500. Такой перекос произошёл во многом из-за того, что в высшем образовании какое-то время условия диктовал свободный рынок. Сейчас ситуация более сбалансированная. Количество бюджетных мест в вузах области сохраняется на том же уровне, что и в советские годы. Однако изменился состав этих бюджетных мест – переориентировались с гуманитарных на естественно-технические направления. Что касается стоимости обучения, которая в среднем у нас составляет 150 тыс руб в год, то тут многое зависит от зарплат преподавателей. Понятно, что в столичном вузе педагогу надо платить больше, поэтому и стоимость обучения там будет выше.

Интересно, что министр подверг критике стремление некоторых родителей непременно дать своим детям высшее образование:

«Если вы посмотрите, например, на сайт департамента образования Великобритании, то увидите, что ЕГЭ там успешно сдают лишь 53-54% учащихся, а остальные теряют право поступить в вуз. И никто не видит в этом трагедии – есть и другие возможности получить хорошую и востребованную специальность. Что касается трудоустройства, то многое зависит и от успехов студента. Нам нужны те же экономисты и юристы, но хорошие».

При этом в областном правительстве высказали сомнения в том, нужно ли организовывать какое-то одно учреждение, где бы учились одарённые ребята – своего рода, «школа гениев».

«А разве есть дети не гении? Дети, которые не были бы в чём-то талантливы? – удивился Евгений Редин. – Каждый ребёнок одарён по-своему. У нас есть заведения для сильных учащихся, и вы все их знаете – это лицей №11, лицей №31, другие. Стоит задача поднимать общий уровень. Если появится кто-то яркий (как, например, Константин Ларин, завоевавший победу в Абу-Даби на конкурсе «Best of nation), не волнуйтесь – его огранят до бриллианта. Но нам надо думать обо всех, поднимать общий уровень образования».

Как вузы могут помочь экономике?

Поднимать общий уровень в системе образования Челябинской области будут разными способами. Как известно, президент сказал, что надо превращать нашу экономику в высокотехнологическую. Поэтому в Челябинской области уделяют такое внимание появлению высокотехнологичных компаний на базе вузов. Для этого создают специальные инкубаторы.

«Есть примеры, когда такие компании создавали даже отдельные личности – например, недавно в китайском городе Ланчжоу я видел бывшего студента ЮУрГУ, который уже на четвёртом курсе создал собственный бизнес, а сейчас он один из ведущих предпринимателей мирового уровня в IT-сфере», - рассказал министр.

Конечно, повышение качества образования невозможно без соответствующего улучшения уровня подготовки самих педагогов. В Москве Челябинскую область неоднократно хвалили за алгоритм повышения квалификации педагогов. Удалось ликвидировать дефицит воспитателей для детских садов – тут никаких проблем уже нет, хотя помощников воспитателей пока не хватает.

Учиться в области предлагают не только молодым, но и пенсионерам – в области уже есть для этого готовая система для этого. Пенсионеры могут пройти курсы компьютерной, юридической грамотности, получить образование в других сферах. Большую работу для людей старшего поколения делает общество «Знание».

Продолжат в области также развивать систему образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Мало какой из регионов может похвастаться столь продвинутой системой подобного рода, которая уже есть на Южном Урале – достаточно упомянуть, что ЧелГУ действует как базовая федеральная площадка для разработки методологии обучения людей с ограниченными возможностями.

Кстати

В новом учебном году южноуральские школы на 100% будут обеспечены бесплатными учебниками – уже закупили 1 млн книг.

Попутно продолжат работу по всё большему внедрению электронных учебников – это будут не отсканированные версии обычных бумажных учебников, а совершенно новый формат – с гиперссылками, аудио и видеофайлами и другими возможностями, которые предоставляет электронный формат.

Смотрите также: