«Коуч, я тебя боюсь!» Почему крепкий бизнес может рухнуть после тренинга?

freepik, / freepik

Как регулировать деятельность коучей и бизнес-тренеров? Эту тему обсудили в Госдуме. Депутаты хотят внести поправки в закон о защите прав потребителей и обязать бизнес-коучей возвращать деньги за бесполезные тренинги.

   
   

Мечтают заработать миллионы

В 2020 году предпринимателю из Челябинска Максиму довелось обучаться в известном центре Аяза Шабутдинова.

«Началась пандемия ковида, в локдаун надо было перестраивать свой бизнес, поэтому я решил пойти на обучающие курсы, — вспоминает он. — Остановил свой выбор на Лайк-центре, заплатил 36 тыс. руб. за месяц. Столкнулся с тем, что темы преподаются поверхностно, проверяются тоже».

После основного обучения Максиму предложили стать капитаном — он согласился. Возглавил группу из 10 лидеров. Потом дошел до куратора, под его руководством были уже 3 тыс. (!) человек. А после ушел в наставничество.

«В то время я уже ничего не платил центру, мне за кураторство и наставничество тоже ничего не платили, — продолжает он. — Наставником я был целый год. В какой-то момент понял, что не получаю для себя ничего нового, полезного, и ушёл. На всё про всё потратил два года жизни. И в то же время очень много работал. Мой рабочий день начинался в шесть утра и заканчивался в час ночи. Да, многое получилось, что-то я применил впоследствии, но многое осталось под вопросом. К Аязу шли учиться тысячи людей. Очень много совсем „зелёных“ ребят, мечтающих открыть бизнес и заработать миллионы. Доверяют именно ему, но почему-то большинству неважно, кто наставники в его центре. Между прочим, половина из этих наставников не имеют ни своего бизнеса, ни профильного образования. Перед обучающимися ставят задачу научиться продавать, а что продавать и как будет организовано обслуживание клиента — все равно. Считаю, тут всё зависит от человека, что он способен выудить для себя из того, чему его обучают. Когда я был „капитаном“, ясно видел: из 10 человек способных только 2. Многих элементарных вещей будущие предприниматели не знают и не понимают, доходило до смешного».

Уходя, Максим подписал соглашение о неразглашении информации, касающейся кейсов, которые предоставляют обучающимся. Штраф за нарушение условий приличный — 300-500 тыс. руб.

«Какие глупости вы спрашиваете!»

То, что бизнес-психология сегодня в большом спросе, подтверждают организаторы тренингов в Челябинске. В конце прошлого года в областном центре проходил большой бизнес-форум. В качестве хэдлайнера был приглашён именитый бизнес-тренер федерального масштаба. Чтобы послушать его и получить кейсы для развития, билеты на форум покупали не только представители малого и среднего бизнеса, но и руководители крупных предприятий. Однако гуру разочаровал всех, даже организаторов.

   
   

«По сути человек, на которого мы рассчитывали и который был гвоздём программы, не сказал ничего нового собравшимся, — вспоминали они впоследствии. — Звучали прописные истины. А на все вопросы он отвечал так: «Какие глупости вы спрашиваете!» или переадресовывал вопрос другому бизнесмену в зале: «А вы как думаете?»

«Непрофессионализм есть в любой сфере, — поделилась мнением бизнес-психолог, автор тренингов Екатерина Федорова. — Даже в школах есть учителя, которые получают за свою работу зарплату, а по факту знаний детям не дают, потому что сами учебной программой владеют не в совершенстве. В инфобизнесе обманывать и обманываться легко. Например, сходил человек к кому-то на тренинг, все записал и начал сам преподавать, вкачивая деньги в рекламу. И к нему идут за знаниями, которых у него немного. С одной стороны, хорошо, что государство собралось всё это урегулировать, с другой, непонятно, как это делать. Должна существовать хотя бы какая-то обязательная проверка дипломов у тех, кто предлагает бизнес-тренинги. Важно, обучается ли дальше тренер, все ли время он в развитии или всюду выступает с одной и той же програмой. Хотя на конечное качество продукта это мало влияет. В моём окружении есть люди, которым я доверяю и у которых учусь, но диплом у них совершенно в иной сфере. Людям самим нужно более осознанно относиться к тому, что они хотят купить и для чего. Наивно ждать, что на тренинге вас посвятят в какое-то таинство и после этого вы заработаете миллионы. Есть люди, которые говорят про Елену Блиновскую как про мошенника, а есть те, кто благодаря ей продвинулся, стартовал со своим бизнесом. Даже на своих тренингах по переговорам я вижу людей, которые не дотягивают. Те, кто дотягивает, скажут, что это было лучшее обучение в их жизни, а другие заявят, мол, вообще ничего не поняли. Тогда кто я — профессионал или шарлатан?..»

По словам юристов, в последнее время стало много просьб помочь вернуть деньги за некачественно оказанные образовательные услуги.

«99% слушателей всевозможных тренингов личностного роста — это обычные люди, которые решили себя „прокачать“, — отметил челябинский юрист Александр Щербинин. — Да, деньги за некачественное обучение требовать можно, и такие решения судов сегодня есть. Другой вопрос, как доказать, что обучение некачественное? Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда человек всего лишь подписал документы о том, что ему предоставляется доступ к какому-то учебному курсу. Обязанности „учителя“ исполнены? Да, доступ был. А то, что человек не стал после этой учёбы миллиардером, ну так всё индивидуально!»

Регресс вместо развития

Потраченные впустую деньги — только одна сторона проблемы. Есть и другая, пожалуй, более печальная.

«Бизнес-тренинги бывают не только не эффективны, но иногда приносят больше вреда, чем пользы, — констатирует факт финансовый психоаналитик — руководитель комитета по образованию и науке ЧОО «Опора России» Наталья Скибинцева. — Ко мне регулярно обращаются социально-успешные люди, умеющие в прошлом трудиться и зарабатывать, но это умение пропадает после прошедшего бизнес-тренинга, марафона или очередного «прорыва». Потому что вместо желаемого роста и развития приходит лень, прокрастинация и невозможность организовать себя, как раньше. Клиенты, прошедшие бизнес-тренинги, рассказывают, что для мотивации обычно используют яркий пример какого-то персонажа, который внезапно разбогател за пару месяцев без лишних усилий. Он смог — ты тоже сможешь так же и за такой же срок! А после эйфории мотивирующего тренинга может произойти жесткий откат и разрушение зрелых защит психики. Это приводит к тому, что вместо развития (которое в естественном природном процессе происходит постепенно, а не квантовым скачком за пару месяцев!), происходит регресс в беспомощную детскую зависимую позицию. И любая попытка насильно вывести себя из этого состояния может сопровождаться сильным сопротивлением. Потому что попасть в детское состояние можно моментально, а вот чтобы вырасти из него, нужно время. Дети ведь в естественном природном процессе не вырастают за два дня или пару месяцев. А, бывает, разрушается то, что человек интуитивно-бессознательно выстраивал годами. У одной моей клиентки, которая построила успешный бизнес и развивала его несколько лет, бизнес-тренер указал на ее мужа, что он, как слабая фигура, тормозит ее развитие и порекомендовал с ним расстаться. Женщина с мужем рассталась, но после этого рассыпался весь бизнес, так как именно фигура мужа выполняла важную задачу, мотивируя ее быть успешной в делах. Меня радует, что на государственном уровне, наконец, начали наводить порядок в психологическом инфополе: значит, идёт полноценное оздоровление и взросление рынка психологических услуг».

КОММЕНТАРИИ

Александр Целых, руководитель бюро по защите прав предпринимателей ЧОО «Опора России», управляющий юридической фирмой:

Образовательная деятельность подлежит лицензированию. Это вся та деятельность, которая заканчивается выдачей документа о полученном образовании. Но есть деятельность, которая не подлежит лицензированию, это разного рода семинары, вебинары, разовые лекции, консультации. Многие пользуются этим и называют свою деятельность именно так, чтобы уклониться от лицензирования. Считаю, что в законе о защите прав потребителей механизмов защиты хватает. Если образовательная услуга оказана некачественно, то гражданин вправе требовать возврата денег у того, кому он эту услугу оплатил. Даже если услуга оказывается качественно, в любой момент человек вправе отказаться и прервать обучение. Тогда он может вернуть сумму, пропорциональную неоказанной услуге. Например, обучение идёт два месяца, месяц вы отучились, оплату за второй вам должны вернуть. На практике в добровольном порядке деньги мало кто возвращает, приходится действовать через суды. Это не быстро и не дёшево, у нас суды длятся минимум полгода, иногда и несколько лет. И это касается только тех случаев, когда человек заключил договор с юрлицом в целях личного обучения. Когда договор заключен между юрлицами, закон о защите прав потребителей уже не работает, тут вступают в силу нормы гражданского кодекса.

Олег Извеков, председатель комитета по стратегии и прикладным инновациям ЧОО «Опора России»:

Главный принцип оказания качественных услуг — это спокойный возврат денег. Консультант, который дорожит своей репутацией, точно сделает возврат недовольному. Это главный маркер, все остальное субъективно. Но и вы, как клиент, должны верно оценить свои потребности. Нет волшебных таблеток и чудес. Работать с бизнес-тренером нужно совместно и много. Так что если вы думаете, что появление некоего кудесника наладит работу на вашем предприятии, попрут заказы и зашкалит прибыль, вы ошибаетесь.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

5 признаков некачественного бизнес-тренинга:

  • Отсутствие квалификации и опыта у тренера. Качественный бизнес-тренер обычно обладает соответствующим профессиональным образованием и опытом работы в бизнесе.
  • Недостаток структурированной программы обучения. Хороший тренинг обычно включает в себя четко выстроенную программу, цели и методики обучения.
  • Недостаточные рекомендации и отзывы. «Проверьте отзывы и рекомендации о тренере или компании, проводящей тренинг, — советует к.п.н., доцент, директор Уральского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ Ирина Кравченко. — Клиенты часто делятся своими впечатлениями на разных ресурсах».
  • Фокус на быстрые результаты. Качественный тренинг учит развитию навыков на долгосрочной основе, а не обещает мгновенный успех.
  • Некорректная ценовая политика. Низкая стоимость тренинга может быть признаком низкого качества или скрытых дополнительных платежей. Так же как и завышенные цены могут быть маркетинговым ходом.