Заповедник на бумаге. Биосферный резерват ЮНЕСКО на Урале забыт и не нужен?

Ядро составляли четыре заповедных участка нацпарка «Таганай» и озера-памятника Тургояк. © / Commons.wikimedia.org

Шесть лет назад решением Международного координационного совета программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» в Челябинской области был создан биосферный резерват «Горный Урал».

   
   

Специалисты возлагали на заповедник под эгидой ООН большие надежды: он должен был стать полигоном для развития экологического туризма и примером устойчивого взаимодействия человека с природой. Но по факту так и не появился в реальности, оставшись на страницах бумаг.

И нацпарки, и заказники

Создания у себя особо охраняемой природной территории с международным статусом наш регион добивался несколько лет. Наконец, 26 июля 2018 года съезд в Палембанге (Индонезия) постановил создать по всему миру 24 новых резервата ЮНЕСКО, в том числе в горах Челябинской области.

«Горный Урал» включил в себя нацпарк «Таганай», Аршинский заказник, озера Тургояк, Серебры и Уфимское, реки Киалим и Куштумга, а также ботанический памятник природы «Луковая поляна». Но смысл был не в механическом объединении существующих ООПТ, а в создании гибких форм управлении ими — с учетом интересов разных пользователей.

Одним из тех, кто стоял у истоков нашего резервата, был эколог Александр Лагунов — в то время руководитель госучреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области». По его словам, в резервате должны были соседствовать несколько функциональных зон с разным режимом охраны. Например, его ядро составляли четыре заповедных участка нацпарка «Таганай» и озера-памятника Тургояк. Их окружала так называемая буферная зона в виде региональных заказников, которые, в свою очередь, перетекали в зону сотрудничества на землях муниципалитетов.

озеро Тургояк - жемчужина Урала. Фото: АиФ/ Андрей Воронов

«Идея заключалась в том, чтобы власти, гражданское общество и бизнес совместно управляли этими территориями, решая задачи сохранения ценных природных комплексов и развития туризма, рекреации без ущерба для окружающей среды», — поясняет Александр Лагунов.

Кто-то уже под следствием

Однако механизм так и не заработал. По словам экс-директора ООПТ, даже координационный совет ни разу не собрался. А сейчас уже и собираться некому: ключевые лица, причастные к созданию резервата, так или иначе отошли от дел. Например, тогдашний директор нацпарка «Таганай» Алексей Яковлев перешел на работу в Минприроды РФ, а теперь находится под следствием за получение взятки от своей преемницы Эльвины Новоселовой. Саму Новоселову обвиняют, соответственно, в даче взятки. Не говоря уже о том, что полностью сменилось руководство министерства экологии Челябинской области и подведомственных ему учреждений.

   
   

Между тем необходимость в резервате никуда не делась и, возможно, даже возросла.

«В российском законодательстве нет понятия «экологический туризм». Поэтому наши чиновники (не только региональные, но и федеральные) понимают его как туризм на особо охраняемых природных территориях. Чувствуете разницу? Результат такого подхода мы каждое лето можем наблюдать на реке Ай, где лодки и катамараны просто кишмя кишат. Целью же создания резервата было как раз исключить подобные вещи», — подчеркивает Александр Лагунов.

Айские притесы. Фото: АиФ/ Анна Львова

По правилам ЮНЕСКО, статус биосферного резервата может быть снят, если регион, на чьей территории он находится, не выполняет добровольно взятых на себя обязательств. На интернет-странице российского комитета программы «Человек и биосфера» резерват «Горный Урал» пока что присутствует. Но ссылка рядом с ним почему-то ведет на сайт Южно-Уральского заповедника в соседней Башкирии.