Природа и люди. Зачем нам изучать и сохранять биоразнообразие?

Природа вдохновляет, обогащает культуру и традиции. © / ru.freepik.com

«АиФ» уже много лет занимается проектом «Экология России», в том числе организует специальные мероприятия и даже проводит грантовые конкурсы по теме изучения и сохранения биоразнообразия. У многих больших корпораций и государства также есть программы по этому направлению. Но мало кто объясняет, зачем это нужно. 10-15 тысяч лет назад мамонты, саблезубые тигры и другие животные вымерли, а с человечеством ничего не случилось.

   
   

Наоборот, популяция людей возросла кратно. Так зачем нам сохранять биоразнообразие сейчас? Зачем нам столько белых медведей в Арктике? Зачем изучать гренландских китов? Зачем сохранять краснокнижные растения? За разъяснениями мы обратились к Александру Воротникову, координатору Экспертного совета Проектного офиса по развитию Арктики, доценту ИОН РАНХиГС, канд. хим. наук.

Александр Михайлович, зачем нам всем заниматься темой изучения и сохранения биоразнообразия? Почему сегодня это так важно?

Во-первых, это - поддержание экологического равновесия. Каждый вид в экосистеме выполняет свою уникальную функцию. Утрата даже одного элемента может вызвать цепную реакцию, ведущую к непредсказуемой деградации экосистемы.

Второй важный момент - обеспечение продовольственной безопасности. Биоразнообразие сельскохозяйственных культур и домашних животных важно для устойчивого производства продуктов питания. Разнообразие генетических ресурсов позволяет выводить новые сорта и породы, устойчивые к болезням, вредителям и климатическим изменениям.

В-третьих, биоразнообразие, его изучение и сохранение - источник медицинских знаний и лекарств. Многие лекарственные препараты, вакцины получены из растений, микроорганизмов и животных компонентов. Изучение биоразнообразия открывает новые возможности для медицины и охраны здоровья. Важна также экономическая выгода. Биоразнообразие способствует развитию таких отраслей как туризм, рыболовство, сельское и лесное хозяйство. Природные ресурсы обеспечивают рабочие места и способствуют экономическому росту регионов.

Кроме того, это - противодействие изменению климата. Здоровые экосистемы играют ключевую роль в поглощении углекислого газа и регулировании климата. Леса, океаны и почвы с богатым биоразнообразием эффективнее справляются с этими задачами.

   
   

Нельзя также не обратить внимание на культурную и духовную ценности. Природа вдохновляет, обогащает культуру и традиции. Многие народы имеют глубокие духовные связи с окружающей средой и отдельными видами растений и животных.

И, конечно же, на нас лежит этическая ответственность перед будущими поколениями. Мы обязаны сохранить природное наследие для наших детей и внуков. Уничтожение видов — это необратимый процесс, и мы не имеем права лишать будущие поколения богатства природы.

Согласитесь, любое производство, будь то шахта или комбинат, нарушает жизнь экосистемы, влияет на нее негативно. Как быть с этим? Как создать гармонию между деятельностью человека и природой?

С точки зрения промышленности - здесь важно смотреть на процесс в динамике. Так, «Норникель», например, многое делает, чтобы минимизировать это влияние: закрывает производства со старым или не соответствующим экостандартам оборудованием, модернизирует предприятия, реализует грандиозную серную программу, благодаря которой значительно снизится загрязнение воздуха.

Причем степень воздействия на окружающую среду очень разная. Понятно, что самая жесткая наблюдается непосредственно у производственных зданий. Но дальше, когда от санитарной зоны двигаешься вглубь по радиусу к различным природным объектам, эта степень влияния уменьшается очень быстро и резко в зависимости от эмиссии загрязнения. То есть через километр-два, если речь идет о предприятии энергетического комплекса, уже можно ничего не заметить. А если говорить про мощный производственный комплекс — воздействие на ключевые показатели экосистемы резко снижается после 10 км.

Примечательно, что в зонах среднего и незначительного влияния промышленных предприятий сильное воздействие на состояние экосистемы оказывает деятельность городской агломерации. Например, ЖКХ производит отходы: на наземные экосистемы они действуют в меньшей степени, но для водных иногда могут стать катастрофой. Это в особенности касается северных рек и озер, поскольку в высоких широтах при низких температурах у них нет мощной способности к самоочищению.

В любом случае, если ландшафт уникален, если здесь встречаются какие-то редкие животные, если территория является заповедником, государство принимает достаточно жесткие меры по охране, регламентирует воздействие на экосистему и ограничивает доступ для людей.

Говоря простыми словами, когда мы долго живем на одной территории, или возвращаемся, приезжаем туда, где раньше жили, то сразу видим, исчезли те или иные цветы, птицы, животные или нет. И сразу понятно, хуже стало с экологией или нет. И этот вывод влечет за собой другие. Стало хуже, ты не хочешь сюда приезжать, привозить своих детей. И рвутся традиции, связь с родиной. И появляется понимание, что не удалось сохранить природу, родину для своих потомков. Значит надо принимать административные меры, прислушиваться к жителям, общественным организациям, заставлять промышленные предприятия заниматься экологией, модернизировать производства, забирать производства у неэффективных с точки зрения экологии собственников.

Экономика и экология, как вы говорите, шагает нога в ногу. Приведите, пожалуйста, примеры экономического значения биологического разнообразия.

Да, это так, экономика и экология важны в их гармоничном сочетании. Если что-то будет «хромать», хозяйственный комплекс будет неполноценным. Сейчас идет, например, климатическое потепление. Основные сельскохозяйственные регионы России станут засушливыми районами и даже пустынными. А зона сельхозпроизводства сдвинется севернее и восточнее. И те сорта растений, виды животных, которые ранее давали хороший результат, теперь очевидно не будут такими эффективными. Следовательно, нужны новые сорта зерновых культур, плодовых деревьев и ягодных культур, кормовых трав и т.д. И новые приспособленные, к новым условиям, животные. А их можно вывести только из того, что приспособилось к жизни на этих территориях. Использовать их генофонд. Для этого и разработан национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который запускается с 2025 года.

Кроме этого, необходимые задачи будут решаться в рамках обновленной Федеральной научно-техническая программа развития сельского хозяйства. Именно развитие аграрной науки позволит решить проблему обеспечением продовольствием страны. И, как мы видим, это невозможно без сохранения биоразнообразия.

Биоразнообразие значительно расширяет арсенал возможного исходного материала для получения новых сортов. То же самое с медициной и производством лекарств, вакцин. Без изучения и сохранения биоразнообразия — это попросту невозможно. Я уже не говорю об экотуризме, у которого в России огромнейший потенциал.