Зона риска. Проект ликвидации Коркинского разреза подготовят к 2017 году

Жители посёлка Роза, который прославился благодаря самому глубокому в Евразии угольному разрезу, недавно вышли на пикет. Неожиданно появившийся в Челябинске депутат Госдумы из Самары Максим Шингаркин незадолго до этого напугал южноуральцев ядовитым воздухом и водой разреза, которые приводят к онкологическим заболеваниям. Среди активистов, привычно выкрикивающих шокирующие лозунги, слышны и голоса рядовых граждан.

   
   

Почему трясёт?

Проблемы шахтёрского поселения в начале 2012 года поднял посетивший его Владимир Путин. Выяснилось, что специалисты МЧС уже несколько лет боялись подвижек бортов и обрушения разреза. Под угрозой было больше 500 домов, находившихся в 80-300 метрах от ямы. Путин распорядился незамедлительно переселить Розу.

«Земля карьера находится под давлением и реагирует на землетрясения, которые происходят в радиусе 3 тысяч километров. Это может вызвать трещины и оползни. В ближайшее время мы не ждём катастроф, но расселением заниматься нужно, - говорил тогдашний губернатор Челябинской области Михаил ЮРЕВИЧ.

Реализовывать программу решили в пять этапов. Последний (с лета 2013-го по сентябрь 2020 года) подразумевал переселение домов в радиусе километра от Коркинского угольного разреза. Из федерального бюджета выделили 2 млрд рублей, столько же направила областная казна. Первым делом спасали тех, кто, согласно заключению НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела из Санкт-Петербурга, оказался в 500-метровой зоне риска. Это частный сектор и территория от края борта до улицы 50 лет Октября. Мероприятия затянулись до осени 2014 года. На этом деньги закончились, и дальнейшее переселение чиновники посчитали необоснованным.

«Возникла масса проблем, решение которых со стороны органов местного самоуправления носило формальный характер. Жители жаловались, что им неправомерно отказали в переселении. Трудности возникли, когда у граждан не были оформлены документы на дом или он оказался снесён, - говорит руководитель общественной организации «Правосознание» в Челябинской области Алексей БАБИН. - Жалобы поступали от предпринимателей: из-за переселения они лишились заработка. Дело сложное и с моральной, и с юридической точки зрения. На сегодняшний день большинство претензий удалось урегулировать. Надеюсь, программа переселения из зоны развития активных оползневых процессов будет продолжена».

Оставшиеся в Розе жители почувствовали себя обманутыми. По словам Надежды Яковлевой, её дому не хватило буквально 30-50 метров, чтобы попасть в опасную зону. Пенсионерка говорит, что по ночам регулярно ощущает вибрации из-за взрывов на угольном карьере. Не только посуда трясётся, но и кровать ходит ходуном. Жители уверены, что от передвижения пластов образуются трещины в их домах.

   
   

Чем дышать?

Из-за самовозгорания угля в разрезе вспыхивают пожары. На пикете люди рассказали, что от дыма нельзя спастись и в квартире - копоть образуется даже с внутренней стороны окон. Чиновники администрации Коркинского района тоже признаются, что задыхаются от гари. То, что образуется от горения угля («коктейль» из окиси углерода, сероводорода, окислов азота и сернистого ангидрида), по заверениям сотрудников Челябинской угольной компании (ЧУК), не сильно вредит людям, а показатели бензапирена в воздухе над разрезом якобы даже ниже, чем в дыме одной сигареты.

Проверки, проведённые управлением Росприроднадзора минувшей зимой, показали, что ЧУК всё-таки нарушает законодательство в области охраны воздуха. Власти записали предприятие в число виновников смога, периодически накрывающего Челябинск. Как ранее сообщал и. о. начальника областного управления Росприроднадзора Галиулла Латыпов, компанию четырежды штрафовали на 260 тысяч рублей.

Но полностью потушить пожары не удаётся. Владельцы предприятия заявляют, что это возможно лишь при полной рекультивации бортов карьера. В правительстве Южного Урала поясняют, что проект ликвидации Коркинского разреза предположительно будет готов в 2017 году. И решение о необходимости дальнейшего переселения граждан будет принято в рамках его реализации. Тем временем Челябинская угольная компания второй год находится на стадии банкротства. Если она прекратит деятельность, бремя рекультивации разреза ляжет на регион.

Почему молчат?

Жители Розы говорят, кроме Путина надеяться им не на кого. С администрацией посёлка общий язык они не находят.

«Дома снесли, но в опасной зоне остались две школы и дет-сад. Детям страшно туда ходить, - говорит жительница Розы Ольга ПАНИНА. - Дома трескаются, подъезды не ремонтируют. Где-то плохо идёт вода, воняет канализацией. Вечером порой не включают освещение. А у одной женщины огород провалился в выработанную шахту».

По словам директора школы № 11 Юлии Гартман, не всё так плохо. Строительный мусор давно убрали, а согласно новому плану образовательные учреждения вне опасности. Но каждые три месяца школу обследует комиссия. «Здание ветхое само по себе. Никаких серьёзных повреждений в последние годы выявлено не было, штукатурка не сыплется, - уверяет Гартман. - А закрывать нас не стали, потому что количество детей в посёлке не уменьшилось. У нас обучаются 480 ребят, а всего в посёлке четыре школы».

Прокуратура заявила, что запах гари и задымление жилых домов и садовых участков в последнее время происходят из-за сжигания мусора на свалке Розы. В отношении обслуживающей её фирмы возбуждено административное производство.

Официально

Сергей КОМЯКОВ, первый вице-губернатор Челябинской области:

«Списки проживавших в зоне риска составлялись коркинской администрацией, каждая фамилия была согласована с миграционной службой для подтверждения, что люди действительно там зарегистрированы. Всего было расселено 1 596 семей - это 3 931 человек. Средства пошли как на переселение, так и на снос жилья, рекультивацию территории, вынос инфраструктуры. Расходование проверяла контрольно-счётная палата Челябинской области, Российской Федерации, а также контрольный департамент полпредства УрФО. Никаких замечаний нет. Остались неосвоенными 23,59 млн рублей.

Остались лишь те здания, в которых есть собственность предпринимателей. Предоставление замены или выкуп у них нежилых помещений не были предусмотрены, и единственный легитимный путь, который позволил бы за бюджетные средства компенсировать стоимость принадлежащих им нежилых помещений, - это судебное решение. Таких обращений сегодня на 29 млн рублей».

Комментарий

Инна СУББОТИНА, заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Челябинской области:

«ОАО «ЧУК» два последних года систематически превышало нормативы ПДВ (предельно допустимые выбросы. - Ред.) и, как следствие, причиняло вред окружающей среде.

Административное расследование в 2015 году выявило, что производительность по добыче угля и по показателям вскрышных работ на Коркинском разрезе увеличилась по сравнению с утверждённым проектом ПДВ. Проектная производительность не соответствует той, что взята для расчёта выбросов от эндогенных пожаров. Фактический валовый выброс 44 загрязняющих веществ превысил установленные проектом пределы, а отражённое в проекте ПДВ влияние вредных веществ на воздух является недостоверным. Компания не выполняла запланированные мероприятия по сокращению выбросов в атмосферу в период действия неблагоприятных метеоусловий.

Поэтому весной управление Росприроднадзора по Челябинской области издало приказ «Об аннулировании разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух». Но в октябре суд признал его недействительным. Мы не согласны с этим и готовим кассационную жалобу.

Юридическое лицо было привлечено в августе к ответственности в виде штрафа 50 тысяч рублей за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия (ст. 8.1 КоАП РФ).

Трудность заключается в том, что инструментально провести замеры вблизи угольного разреза проблематичнее, чем от трубы завода. Кроме того, охраной воздуха непосредственно в санитарно-защитной зоне занимается Роспотребнадзор, планы тушения эндогенных пожаров, которых быть вообще не должно, согласует Ростехнадзор, а Росприроднадзор контролирует соблюдение проектов ПДВ и принимает меры».