Подрастающее поколение – это именно те, кому в будущем предстоит решать нетривиальные задачи, связанные с экологией и сохранением природных ресурсов. Выращивать экологически осознанных граждан можно одинаково эффективно и в шведском Стокгольме, и в российском Челябинске.
По мнению экспертов, в этом может помочь система непрерывного экообразования, поддержка профильных молодежных проектов, вовлечение детей в эковолонтерство.
Сегодня решением экологических проблем озадачены в ряде регионов России. Планета одна и с тем, что ее надо беречь - не поспоришь. Для решения этих задач в стране был запущен нацпроект «Экология». Он включает масштабную работу по ликвидации свалок, переработки отходов, снижение нагрузки на атмосферный воздух. Но помимо этих глобальных направлений, есть еще и бытовая экология, которая напрямую зависит от нас: от того, как мы обращаемся с отходами, насколько разумно расходуем воду, как ведем себя на природе и относимся к животным и, что особенно важно, - формируем ли экологические привычки у детей. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня как никогда важно уделить внимание экологическому образованию детей. Ряд регионов уже делают шаги в этом направлении. Образовательное учреждения присоединяются к всероссийским акциям «Эколята - Молодые защитников Природы», акции «Бумбатл» по сбору макулатуры, акции «Сохраним лес».
Одним из лидеров по развитию экологического образования среди городов-миллионников в России можно назвать Челябинск. В этом городе одном из первых в 2020 году был открыт центр естественнонаучной направленности для детей «Экостанция». По словам его руководителя Анны Волковой, занятия способствуют профориентации школьников на дефицитные для страны «зеленые» профессии будущего. Так, направление «Лесное дело» знакомит учащихся с технологией восстановления лесов, направление «Экомониторинг» расскажет об общей и прикладной экологии, организации мониторинговых исследований окружающей среды. А на занятиях по проектированию ребят познакомят с основами эковолонтерства, вторичной переработки бытовых отходов, «зеленой» энергетики, а также научит создавать «зеленые» стартапы. Всего обучение здесь ведется по шести направлением. В перспективе этакие центры должны заработать в каждом субъекте страны.
Понятно, что в дополнительном образовании помимо естественно-научного направления существует еще целый ряд кружков и секций. И не все дети смогут так глубоко погрузиться именно в проблемы окружающей среды. Опыт же Челябинска интересен тем, что здесь внедряют систему непрерывного экообразования. При этом не только в областном центре, но и на уровне всего региона. Так, с этого учебного года для учеников первых классов стали вестись новые занятия «Практическая экология». В местные школы поступило более 46 тысяч учебников. Они разрабатывались с участием ведущих ученых челябинских вузов. А средства на их издание направили промпредприятия. Это говорит о желании местных предприятий вкладывать ресурсы в экологическое благополучие граждан. Сейчас министерство экологии Челябинской области готовит соответствующие учебные материалы для вторых классов.
Данный проект был презентован на IX Невском международном экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге. Теперь планируется, что данный опыт будет растиражирован в других городах страны.
Челябинск как раз и выделяется тем, что экообразованию здесь стараются придать массовый характер, используя при этом разные формы. Так, ряд школьников и студентов присоединились к общественному экологическому волонтерскому объединению «ЭкоДозор-74». В октябре здесь прошел первый Всероссийский детско-юношеский экологический форум. Было принято решение, что данное мероприятие станет ежегодным. В регионе учреждены специальные детские гранты на поддержку экопроектов. Дети смогут продвигать свои в соответствии с их интересом и возрастом. Безусловно, это постепенно подготовит их к решению более серьезных задач в сфере экологии.