Добро не во благо. Под видом благотворительных фондов орудуют мошенники

Церковь призывает граждан подавать милостыню от чистого сердца и не хвастаться своей щедростью. © / Александр Фирсов / АиФ

Вблизи торговых комплексов и на улицах Челябинска всё чаще можно встретить волонтёров, собирающих пожертвования - на лечение детей, помощь сиротам, строительство храма или приюта для животных. Но как быть уверенным, что деньги пойдут на благие цели?

   
   

Собирали всем миром

Правозащитники бьют тревогу: на горе тяжелобольных людей стали наживаться мошенники. Пару месяцев назад от их рук пострадала челябинка Марина Пивоварова, воспитывающая двух сыновей с диагнозом «миопатия Дюшенна». Как победить эту болезнь, врачи ещё не придумали, но реабилитация позволит улучшить жизнь детей. И аферисты решили на этом подзаработать. На странице вымышленного благотворительного фонда в социальной сети они разместили фотографии маленьких пациентов, незаконно взятые из СМИ, и слёзное сообщение от имени матери, якобы вымаливающей средства на санаторий для мальчиков. Деньги предложили перечислять на личную банковскую карту. И многие на это откликнулись. Марина Пивоварова об этом понятия не имела и денег, естественно, не получила. И подобных псевдообращений родителей в соцсетях тысячи!

К проверке другого похожего случая уже подключились полицейские. По словам молодой челябинки, сотрудники одной якобы благотворительной организации присвоили свыше 400 тысяч рублей, собранных на операцию для неё. Девушка, испытывающая нестерпимую боль из-за опухоли в руке, легкомысленно отдала им свою банковскую карту, на которую собирались деньги, и пин-код от неё. Злоумышленники заверили, что так смогут оперативнее отчитываться о средствах, поступающих от сердобольных пользователей Интернета. Кроме того, для пожертвований в супермаркетах установили специальные ящики-копилки.

Обман вскрылся спустя полгода. Выяснилось, что эта организация подобным образом обманула уже нескольких нуждающихся в оперативном лечении южноуральцев. Выписка из банка показала, что поступающие деньги мошенники тратили на сотовую связь, в алкомаркетах и на АЗС. После этого выходить на связь они перестали.

Разбирая последний случай, правозащитники отмечают, что пострадавшая сама виновата в случившемся. Ведь она фактически подарила свою банковскую карту незнакомцам из благотворительной организации, существовавшей на тот момент меньше года. Теперь доказать факт мошенничества будет непросто.

Наживаются на школьниках

«Рост числа мошеннических организаций объясняется активным развитием некоммерческого сектора экономики. В Челябинской области действует целый ряд благотворительных фондов из Курска, Ростова-на-Дону и Чувашии, зарегистрированных в 2016-2017 годах и собирающих средства на непонятных потенциальных благополучателей, - говорит руководитель Ресурсного центра для социально ориентированных некоммерческих организаций региона Михаил КОМИССАРОВ. - Из-за правового диссонанса региональный минюст не имеет полномочий для проверки деятельности таких фирм, зарегистрированных в других субъектах РФ. Как правило, всё, что собирается на улицах и в общественном транспорте, с вероятностью 99% можно отнести к неблагонадёжным фондам. Торговые комплексы из-за непрофессионализма тоже нередко позволяют работать на своей территории мошенникам».

   
   

Примечательно, что школьники, вступившие в ряды волонтёров и стоящие с ящиками-копилками на остановках и пешеходных переходах, часто даже не подозревают, что помогают жуликам. Общественники обнаружили, что несовершеннолетних детей к благотворительной деятельности в Челябинске привлекает руководство общеобразовательных учреждений. Директора школ в свою очередь соглашаются помогать псевдоблаготворительным организациям за процент от пожертвований либо за услуги вроде банальной замены деревянных окон на пластиковые.

Как раскусить мошенников?

Сделать это злоумышленников не так-то легко. Волонтёры, работающие на улицах, могут иметь документы о регистрации благотворительной организации, но куда поступают пожертвования - никому не известно. При проверке фондов Минюст лишь заметит, что через их расчётный счёт деньги не проходят, поэтому и анализировать нечего. Дабы исключить мошеннические схемы, ведущие некоммерческие организации России приняли декларацию о добросовестности в сфере благотворительности. Они осудили практику сбора наличных денег вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий и вне стационарных ящиков-копилок.

Правозащитники напоминают, что лжеволонтёры, собирающие пожертвования, всегда лукавят. Поэтому при личном разговоре можно заметить подозрительные факты. В арсенале недобросовестных благотворительных фондов есть пять основных уловок. Самая распространённая, когда благополучатель (тот, для кого собирают деньги) - это вымышленное лицо. Фотографии больного в этом случае нет, а история его болезни - выдуманная. Вторую уловку можно условно назвать «Нет проблемы». Объявляется сбор большой суммы на операцию для пациента, хотя врачи в скором времени смогут прооперировать его бесплатно, за счёт бюджетных средств. Собранные к этому моменту деньги злоумышленники потратят на личные цели. Третий случай, когда потенциальный благотворитель должен насторожиться, - когда нет обратной связи. Людям, готовым пожертвовать крупную сумму денег, не разрешают связаться с благополучателем или его родственником, также нет прозрачности в дальнейшем расходовании средств. Следующая хитрость - это когда пожертвование собирается на лечение неизлечимо больных пациентов. При этом аферисты уверяют, что за пределами России, в каких-то зарубежных клиниках точно есть лекарство. А когда человек умирает, деньги начинают делить мошенники, в том числе в доле могут быть и родственники покойного. И наконец, внимательно нужно относиться к истерикам сотрудников благотворительного фонда. Нагнетая ситуацию, они могут манипулировать вами.

Официально

Евгения Шангина, начальник отдела по делам некоммерческих организаций главного управления юстиции Челябинской области:

«В Челябинской области зарегистрировано 150 благотворительных фондов. За последние годы мы проверили половину из них. Встречались случаи нецелевого расходования пожертвований, когда на оплату административного персонала шло более 20% поступивших средств. 35 организаций оказались недействующими, поэтому пришлось ликвидировать их в судебном порядке. Но вместо них уже появились новые».

Минюст не может контролировать организации, зарегистрированные менее трёх лет назад. Это сделано в рамках уменьшения давления со стороны контролирующих органов на бизнес, а потом распространилось и на некоммерческие организации. Проверить фонд мы вправе только при поступлении жалобы, но не стороны гражданина, а от прокуратуры, органов местного самоуправления и юрлиц. Такие ограничения действуют из-за огромного количества необоснованных жалоб. Поэтому, если есть потребность в проверке благотворительной организации, обращайтесь в надзорное ведомство. Если оно усмотрит нарушение, мы вмешаемся.

Взгляд изнутри

Евгения Майорова, председатель совета челябинского регионального общественного движения помощи онкобольным детям «Искорка Фонд»:

«Мошенники паразитируют на человеческой доброте и лени. Люди редко заходят на сайты благотворительных организаций и проверяют их документы. Профессиональные фонды никогда не будут подходить к прохожим с ящиком-копилкой. Они собирают пожертвования на расчётный счёт юрлица. Помните: если вы переводите деньги на личные карты третьих лиц, то вы их не жертвуете, а дарите».

Если же устанавливаются стационарные ящики (в супермаркете или аэропорту), то они опечатаны, выемка средств проходит с участием представителей благотворительного фонда и руководства площадки, а пожертвования сразу поступают в банк.

Перед тем как открыть сбор на конкретного благополучателя, мы разговариваем с докторами и представителями Минздрава. Когда лекарство нужно немедленно, а механизм госзакупок и другие нюансы не позволяют получить их оперативно от государства, мы поступаем в интересах ребёнка. Поэтому ценны даже небольшие пожертвования в 100 рублей, особенно если их делают на постоянной основе. Этот капитал позволяет собирать до 1 млн рублей в месяц. Хотя в нашем случае это не очень большие суммы.

Комментарий

Игорь Шестаков, настоятель Свято-Троицкого храма Челябинска протоиерей:

- Это всегда трудный вопрос, делать или не делать пожертвования. Мне кажется, что человек сам должен решать, кому подавать милостыню. Это дело доброй воли, любые рекомендации здесь некорректны. Я нередко вижу на кладбище убогих, хотя, может быть, у них есть счёт в банке. Но если я имею намерение подать, то сделаю это в любом случае. И вы делайте так, как подсказывает ваше сердце.

В Библии на этот счёт говорится следующее: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Смотрите также: