«Кто-то спрыгнул на них сверху». Дело группы Дятлова пора снова открывать

Фото из архива Николая ТАРАСОВА / АиФ-Челябинск

Заведующий отделением травматологии в Кыштыме Николай Тарасов уже давно занимается расследованием гибели группы Дятлова. Как врача в этой истории его привлекли, прежде всего, детали, выявленные при вскрытии тел погибших. Изучал он, конечно же, и другие подробности этой таинственной истории.

   
   

«Я сразу обратил внимание на странную спешку с закрытием дела, - говорит Николай Тарасов. – Его закрыли 28 мая 1959 года, хотя данные гистологических исследований и физико-технической экспертизы поступили лишь 29 мая. Получается, дело закрывают, не дождавшись результатов таких важных исследований! Более того, из дела следует, что у каждого погибшего взяли образцы тканей для химического анализа. Но результатов этих анализов нигде нет! А ведь именно эти данные могли бы разъяснить тайну гибели группы Дятлова».

Позднее врач заинтересовался и лётчиком, который был знаком с Дятловым и принимал участие в поисках группы, а потом погиб при таинственных обстоятельствах, как и его напарник. Неужели он увидел с воздуха то, что могло погубить членов экспедиции? И почему погибшая самой страшной смертью девушка из группы Дятлова застыла в сидячем положении?

Дым из труб – это подсказка

Тарасов прибрёл репринтное издание дела группы Дятлова, чтобы ознакомиться со всеми его материалами. Пригодилась и найденная в Челябинской областной научной универсальной библиотеке кандидатская Киры Андреевны Буштуевой «Аэрозоль серной кислоты в атмосферном воздухе и его гигиеническое значение» датированная 1954 годом. Год, в который вышёл этот научный труд, показывает, что уже тогда учёные думали над этой опасностью.

«Я в очередной раз убедился, что группа Дятлова попала на воздействие паров и капель серной кислоты, - уверен врач. – Они почувствовали неладное, поэтому поспешили поставить палатку на таком неудобном месте – их преследовали резь в глазах, лающий кашель, затруднённое дыхание. Какое-то время они держались в палатке, но потом им стало совсем невмоготу. Ребята разрезали палатку и бежали».

По версии медика, облако с ядовитыми веществами, вероятно, пришло со стороны Пермского края, где была развита нефтегазовая промышленность, а особенно производство минеральных удобрений, при котором как раз используют серную кислоту. При окислении вторичные продукты более токсичны, чем вещества из источников. Не исключено, что произошла авария и массовый выброс. Расстояние до перевала Дятлова от промышленных центров Пермского края большое, но облако вполне могло его преодолеть. Скорее всего, в атмосфере произошла температурная инверсия, которая препятствует вертикальному подъёму. Многие из нас могли видеть, как дым из заводских труб иногда идёт в сторону, переносится на расстояние вдоль земли, а не распыляется в верхних слоях. Особенно это характерно для зимнего времени. Случаи, когда ядовитый выброс приводил к массовым отравлениям, известны – например, в Бельгии в 1931 году, причём источником был именно завод минеральных удобрений. С воздуха, как передавали лётчики, был заметен именно инверсионный след выбросов.

« И я думаю, лётчик, который искал группу Дятлова, мог увидеть последствия этого поражения местности серной кислотой, - считает Николай Тарасов. – А потом и сам погиб из-за токсичного воздействия».

   
   

Что не успел сказать лётчик?

Лётчик – это Геннадий Патрушев. Утверждают, что он был знаком с Дятловым, после Патрушев участвовал в поисках группы. Потом он вёл своё расследование дела. Летал на Як-12 в составе 123-го отряда малой авиации и, как лётчик, знал направление розы ветров, мог обратить внимание на необычные атмосферные явления.

«Патрушев погиб 22 мая 1961 года при аэросеве в лесу, - рассказывает Николай Тарасов. – К сожалению, мне пока не удалось получить копию его последнего лётного задания, но всё произошло у хребта Чистоп, недалеко от Ивделя, где и погибла группа. Жена его рассказывала, что лётчик говорил: «Есть у меня теория – ещё раз посмотрю на те места и поделюсь с тобой своими мыслями». Думаю, он заметил с воздуха следы поражения кислотой – недаром участники поисков говорили о как бы обожженных верхушках деревьев, на которые, по моему убеждению, воздействовала кислотная аэрозоль. Возможно, при полёте Патрушев тоже попал под токсичное воздействие и потерял управление самолётом. Кстати, позднее покончил самоубийством его напарник Сергей Мишарин – может, и совпадение, но смертей вокруг этой истории что-то много».

По версии врача, отравление объясняет и очередность гибели дятловцев. Первыми погибли Юрий Дорошенко и Георгий Кривонищенко – первый из них был посильнее и тащил второго, оттого больше наглотался паров кислоты. Их затем обоих тащили – позы погибших говорят, что они не замерзли: Дорошенко лежит вниз лицом, а Кривонищенко – вверх. Видимо, отравленных их несли, а потом остальные, убедившись, что товарищи мертвы, сняли с них одежду, чтобы согреться самим. «Их принесли к костру у кедра – чтобы его разжечь, жгли дневники, даже деньги, - говорит Николай Тарасов. – В костровище нашли толстые, в 5-6 см диаметров, сучья – шла яростная борьба за жизнь. Самую страшную смерть приняла Людмила Дубинина – у неё был двусторонний перелом ребёр, ушиб сердца, отсутствовали глаза и язык. Я задумался, как можно было получить такие травмы? И почему её нашли в сидячем положении? Теперь у меня есть версия».

Лежать было слишком больно

Сначала врач думал, что Дубинина забралась на дерево, чтобы спасись от ядовитых паров и упала с него. Но такой высоты недостаточно для столь тяжёлых травм. И человек скорее упал бы ногами вниз, а не грудью.

«Думаю, дело было так – Дубинина без сил лежала под кедром, - рассказывает Николай Тарасов. – Кто-то из дятловцев был на дереве, собирал ветки, но неудачно спрыгнул и ногами ударил прямо по грудине девушки – иначе не знаю, как такие травмы можно получить. У Семёна Золотарёва ребра сломаны только с одной стороны – подозреваю, что он лежал рядом с Людмилой и тот, кто спрыгнул сверху, задел и его, но не так сильно, как Дубинину. При такой травме ей было очень больно дышать лёжа – мы и сами таких пациентов держим в полусидячем положении, вот и она стояла на коленях, обхватив руками каменный выступ прямо в ручье. Когда её нашли, рот у неё был открыт, а язык, скорее всего, был повреждён в результате гнилостных изменений и потом его вымыло водой».

А вот Николай Тибо-Бриньоль мог действительно погибнуть при падении с дерева – вдавленный перелом костей черепа говорит об ударе о какой-то прочный предмет. Это мог быть фотоаппарат группы. У Александра Колеватова явных травм не обнаружили, но при вскрытии нашли 500 мл крови во внутренних органах, так что какую-то травму, вероятно, он получил.

По версии Тарасова, выжившее перенесли травмированных в более безопасное место, но за всеми этими хлопотами не уследили за костром и решили вернуться к палатке. По пути туда они замерзли – сначала Игорь Дятлов, потом Рустем Слободин и последней Зинаида Колмогорова. У всех явно смерть от замерзания. По воспоминаниям Доминика Ларея, врача Наполеона, который описал отступление армии и муки замерзающих, можно представить, что испытали последние оставшиеся в живых дятловцы – затруднённость речи, расстройство психики, прогрессирующую слабость.

«Я продолжаю настаивать, что для установления истины надо произвести эксгумацию, а также взять пробы почвы, растений в местах гибели группы, а также снега, чтобы проверить доходят ли зимой в те края по-прежнему какие-то выбросы, - убеждён Николай Тарасов. – Для земляных проб надо использовать керны, чтобы добраться до слоя тех лет. Думаю, мы обнаружим следы токсичного воздействия кислоты».