Цветы несут и преступники. О девушках в полиции и посвящении в следователи

Жизнь научила многих женщин давать отпор грабителям даже без помощи мужчин или полиции. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Между тем есть в Челябинске женщина, которая отметит в этом году 20-летие своей работы следователем.

   
   

Речь идёт о начальнике следственного отдела полиции «Калининский» Оксане Лукашевой. На своём посту ей довелось пережить многое: она ловила вора в законе в женской консультации, задержала бандита, будучи в декрете, не побоялась одна ходить по самым криминальным районам города, а один из преступников, после того как вышел из мест заключения, преподнёс ей букет цветов.

Дракон на аттракционе

Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Вы пришли в правоохранительные органы ещё в то время, когда женщин в милиции было мало. Что повлияло? Какие-то романтические представления или пример старших? Может, у вас была целая династия?

Оксана Лукашева: Как таковой милицейской династии у нас нет. Мой отец действительно работал в милиции, а мама была главным бухгалтером. С другой стороны мой дед был заместителем начальника милиции в Сатке, двоюродная сестра работает в полиции. А её отец когда-то погиб при исполнении служебных обязанностей. Так что, думаю, можно говорить и о династии.

Когда стоял выбор профессии, мама, прямо скажем, не сильно была за то, чтобы я шла в милицию. Она бы предпочла, чтобы я стала, например, экономистом. А вот отец видел, что я не склонна выбрать женскую профессию. Я сама не сильно рвалась в милицию, хотя сейчас понимаю, что я на своём месте. Такая неженская профессия по мне. Даже по астрологии можно судить, я ведь Стрелец и Дракон.

- А это сказывается не только в профессии?

- Возможно. Люблю, например, активные виды спорта, испробовала все самые бешеные аттракционы вплоть до тарзанки. Автомобилями, мотоциклами увлекалась с юности. На права сдала в 17 лет, хотя сам документ получила, конечно, на год позже. А как получила, сразу села за руль и рулю до сих пор. Не исключено, что такой подход сказывается и в руководстве, но с подчинёнными у меня хорошие отношения. Как- то не выдержала, сказала: «Всё, устала! Ухожу на пенсию!», так в ответ коллеги заявили: «Ну, мы тоже тогда уйдём на пенсию».

   
   

Работа, конечно, тяжёлая. Службе приходится уделять чуть ли не 18 часов в сутки из 24. Но я всё равно стараюсь уделять внимание семье, которая, однако, понимает, где я работаю. Редко, но бывает, что и у плиты стою. А с мужем мы, к слову, познакомились, когда мне было 15 лет.

Кошмары «Страны чудес»

- Вы начинали службу в лихие 90-е, а это ведь был один из самых криминальных периодов в истории нашей страны. Тяжело пришлось?

- Да, время было нелёгкое. Нашей оперативной зоной был район ЧГРЭС. Мы его называли «Страна чудес». Там постоянно проходили грабежи, разбои. Часто крали автомобили. С похищением машин связан один случай, когда мне пришлось, чтобы поймать бандита, отправиться под легендой не куда-нибудь, а в женскую консультацию.

- Как же так получилось? Неужели бандит скрывался именно там?

- Мы узнали, что за похищениями машин стоит один вор в законе. Получили также информацию, что его подруга должна появиться в женской консультации. И вот я отправилась туда как обычная посетительница. Сотовые телефоны тогда были не так распространены, как сейчас, поэтому мне вручили рацию. Вор в законе действительно заявился в консультацию, чтобы проведать свою подругу - я тотчас вызвала наряд, и мы его повязали. Ух, как он ругался, когда узнал, как мы его вычислили! И нас обругал, и подругу свою!

- А правду ли рассказывают, что однажды вы задержали преступника, будучи в декретном отпуске?

- У меня натура такая - всегда почему-то надо всех защитить, мимо пройти не могу, хотя иногда, может, и следовало бы. Лежит пьяный - звоню своим. Драка - снова вмешаюсь. И вот однажды, когда я была в отпуске по уходу за ребёнком, мы с мужем гуляли. Это было недалеко от магазина «Юрюзань», где мы тогда жили. Вижу, в арке дома несколько парней мужчину запинывают. Такие глухие удары - я их ни с чем не пере- путаю. Мы бросились к нему на помощь. У мужа газовый пистолет был, он двух нападавших за шкирку схватил, а потом ещё и в воздух выстрелил.

- Как к вам отнеслись поначалу коллеги? Не было ли снисходительного отношения к вашему полу?

- Своё «посвящение» я никогда не забуду. В один из первых дней выехали мы с коллегами на предполагаемое убийство. Приезжаем - лежит в квартире человек в туалете, голова проломлена, всё вокруг в крови. Начался осмотр, я работаю, а потом вдруг заметила, что коллеги вышли, а дверь квартиры заперли. Это, оказывается, они так приучали новичков ничего не бояться. Кстати, потом выяснилось, что никакое это не убийство - погибший болел туберкулёзом, сильно закашлялся, упал и ударился головой об унитаз.

Но на самом деле коллеги с первых дней относились ко мне достаточно бережно, беспокоились. Помню, поехала я куда-то в дальний конец улицы Российской проверить один адрес. Возвращаюсь, рассказываю, где была, а меня ругают: куда, мол, пошла, в трущобы, там тебя запросто прибить могли!

Доходит через руки-ноги

- Вам, наверное, смешно смотреть сериалы, где действуют следователи и оперативники? Много замечаете расхождений с реальной работой?

- Мы-то расхождения замечаем, а вот обычные граждане - нет. Как-то пришёл потерпевший, жаловался: вот в таком-то сериале быстро преступника установили, по ДНК данные пробили, и всё! Даже и не знаешь, что отвечать в таких случаях. Не объяснять же, что кино и реальная работа следователей - это две большие разницы!

Но техническое оснащение, конечно, меняется. Раньше нам приходилось печатать документы на обычной машинке, использовать копировальную бумагу. За каждой буквой следили, ведь если ошибёшься, испорченными окажутся все копии. Когда пальцы сводило, на собственном опыте убеждались в верности пословицы: «Не дойдёт через голову - дойдёт через руки-ноги». С другой стороны, компьютеры некоторых сотрудников избаловали: иной раз просто ошибка на ошибке в документах!

- Женщин сейчас больше приходит в полицию? С чем это связано?

- Женщин действительно стало больше, особенно в следственных отделах. Думаю, идут больше за стабильностью - зарплатой, соцпакетом. Я на собеседовании девушек всегда предупреждаю: «Подумайте! Работа на самом деле тяжёлая!» Мне их жалко бывает, потому что на личную жизнь зачастую у них времени остаётся мало. Если кто-то думает, что у нас можно просто отсидеться, перекладывая бумажки, то их ждёт разочарование.

- Верно ли, что у некоторых преступников чуть ли не рыцарский кодекс чести?

- Я бы так не сказала. Вообще же, как поставишь себя с ними с самого начала, так и будут к тебе относиться. Один из них в те самые лихие 90-е после освобождения цветы принёс и объяснил свой поступок так: «Понял, что вы достойный следователь».

В словесные и психологические дуэли приходится вступать не только с преступниками. У тех же похищающих дорогие автомобили, как правило, есть свои адвокаты. Мы уж все друг друга знаем. Встречаемся, и начинается борьба. Смотрят на тебя эти адвокаты, выслушивают обвинения, улыбаются и говорят: «А докажи!»

- Вероятно, над доказательствами думаете даже в нерабочее время?

- Я стараюсь переключаться - с помощью спорта, к примеру. Но над делами, конечно, думаешь в любое время. Тем не менее мне на работе комфортно. А комфорт, думаю, заключается в том, что я справляюсь со своими обязанностями. И могу организовывать работу подчинённых, которых у меня больше 50. Хотя молодые у меня спрашивают: зачем, дескать, пришли на работу с температурой? А что ответить? Просто такое отношение к работе.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.