Чтобы ели за обе щеки! В Челябинске обсудили организацию питания школьников

«Сегодня в школе давали один рис, было невкусно!» Нечто похожее хоть раз слышал каждый родитель ученика, питающегося в школьной столовой. После чего вздыхал и выдавал ему денег, чтобы тот мог перекусить в буфете или купить что-нибудь в магазине по соседству со школой.

   
   

Отправлять родителям видео?

Скорее всего, любой родитель отдаёт себе отчёт в том, что средства могут быть по­трачены не на самую полезную еду типа чипсов или сухариков. А то и не на еду вовсе.

«В прошлом году после вала родительских вопросов типа «Почему детей кормят одним рисом?» мы установили в столовой систему видеонаблюдения, – рассказал директор образовательного центра № 5 Челябинска Евгений Марченко. – Это очень удобно: получая вопрос или жалобу по меню или организации питания, я включаю камеру и отправляю конкретному родителю не только фото меню, процесса раздачи, но и видео того, как ест его ребёнок. Мы теперь точно знаем, во сколько накрыли столы, кто куда сел, как ел, что не доел и т. п. Могу сказать, что отношение детей к еде сильно изменилось!»

Почему дети оставляют некоторые блюда нетронутыми? Как сделать школьное меню не только полезным, но и максимально вкусным? Сколько должна длиться перемена, чтобы дети успели поесть? Чтобы найти ответы на эти вопросы, руководство АО «Уральский комбинат питания» в мае провело встречи с родительской общественностью каждого из районов областного центра (предприятие поставляет продукты и обеспечивает горячим питанием почти 105 тысяч учащихся Челябинска и 5 тысяч учащихся Еманжелинского района).

«О проблемах узнаём из классных чатов»

«Мы постоянно развиваемся, располагаем современной материально-технической базой, обеспечивающей весь комплекс работ по закупке, хранению, транспортировке производственного сырья до потребителя, – неустанно повторял на каждой встрече директор комбината Игорь Воловой. – В 2016-2018 годах реконструировали складские помещения, теперь они могут вмещать трёхмесячный запас продуктов для всех организаций, которые мы снабжаем. Для поставки и разгрузки у нас есть свой автопарк, оснащённый рефрижераторами, тепловыми пушками, газовым оборудованием и отвечающий всем СанПиНам. В 2017 году полностью отремонтирован цех хлебобулочных и кондитерских изделий, так что хлеб на все 124 пищеблока мы печём ночью, а утром привозим. В нём нет ни единой добавки, поэтому, если за день его не съели, завтра он уже становится чёрствым и в пищу его употреблять нельзя. Фарши мы готовим в своём мясном цехе. Шесть лет назад побывали на казанском комбинате питания, впервые увидели линию по очистке и вакуумированию овощей и стали мечтать о такой же. Положили много сил, но купили её. Теперь все грязные процессы выполняются там, поварам в школьных столовых больше не нужно чистить картошку, морковку, свёклу, лук. Там даже капуста шинкуется!»

К новому учебному году комбинат планирует запустить цех мясных и рыбных полуфабрикатов, чтобы они готовились в одном месте под руководством одного технолога на аппаратуре, чётко контролирующей вес. В 2018 году совместно с челябинским комитетом по делам образования модернизировано более 30 школьных пищеблоков. Это был глубокий капремонт с заменой коммуникаций и установкой новейшего оборудования. Сейчас идёт планомерная замена вентиляции: в 24 школах работа уже завершена, до конца года планируется заменить ещё в 25.

   
   

«В штате 1 300 сотрудников, и обо всех проблемах с питанием школьников я узнаю только от них, – констатировал Воловой. – Как правило, у каждого есть знакомый родитель, который состоит в классном чате, где поднимается эта тема. Призываю родителей сообщать о любой проблеме сразу по адресу – классному руководителю, на сайт школы, на наш сайт ksp174.ru, где есть специальная графа «Напишите нам». Если вы напишете нам сегодня, уже завтра наши специалисты будут на пищеблоке!»

Нужно, чтобы на столе было красиво

Одна из главных проблем осени – холодная еда. Оно и понятно: на улице уже минус, а отопления ещё нет.

«С администрациями школ решаем, за сколько минут до перемены начинать накрывать, чтобы в тот момент, когда мы ставим на стол последнюю порцию, детишки вбегали в столовую, – рассказал Игорь Воловой. – Где-то купили шкафы для подогрева посуды, почти все наши пищеблоки оснастили посудомоечными машинами, из которых посуда выходит горячей. Соответственно, еда остывает медленнее».

Однако решить проблему с температурой еды – полдела. Важнее понять, почему одни блюда дети сметают за пару минут, другие оставляют нетронутыми.

«У нас учатся около 250 детей. Конечно, в столовой едят не все, – призналась директор МБОУ СОШ № 127 Тамара Телелюева. – Я пускаюсь на уловки, говорю детям: «Сегодня вы едите то, что я готовила для вас сама, поэтому жду ваших оценок». Едят за обе щеки! Многое зависит от культуры питания дома. В нынешнем ритме жизни родителями проще сунуть ребёнку сосиску с макаронами, а вот рыбу, печень никто не готовит. Между прочим, 50 граммов печени каждый должен съедать ежедневно! Варите детям щи из крапивы и супы из одуванчиков! Экспериментируйте, приучайте их кушать всё! Кроме того, на столе должна быть красота. А у нас что? Ни зелени, ни красивых салфеточек!»

«Не всегда удаётся обмануть вкусовые потребности ребёнка, но дети любят красивые столы, и сервис многое значит для них! – согласилась председатель комитета по делам образования Челябинска Светлана Портье. – В 70% наших школ – отремонтированные столовые, это уровень кафе, красиво оформленные пространства. Образовательному центру № 2 повезло больше остальных: на втором этаже там располагается кафе, где школьник может пообщаться со сверстниками, выпить соку, чаю и т. п. Ту же тему сейчас рассматривает ОЦ № 5».

«Не зря в ресторанах детские блюда всегда оформляются красивее остальных, – продолжил тему главврач челябинской ДГБ № 8, координатор проекта «Здоровое будущее» Антон Рыжий. – От того, как оформлена подача блюда, зависит многое. Это как раз тот случай, когда не хотел, а съел!»

Возобновить дежурства в столовых

Участники встреч пришли к выводу, что необходимо вовлекать родителей в пропаганду правильного питания.

«Утренний приём пищи даёт энергию на добрую половину дня, но ведь сегодня почти никто не имеет привычки завтракать! – посетовал Рыжий. – Когда ребёнок только начинает ходить в школу, надо сформировать у него привычку есть по утрам, и именно каши».

Эксперты уверены, что немалую роль в пропаганде правильного питания играют дежурства по столовой, как это было в советское время. «Когда ребёнок видит, как готовят повара, пришедшие на работу в 5.30, он уже не требует, чтобы его обслуживали, он будет кушать именно то, что для него приготовили, – поделился мнением Марченко. – Кстати, со следующего учебного года мы именно с этой целью запускаем дежурства старшеклассников по столовой. Сейчас собираем согласия с родителей о привлечении учащихся к труду. Конечно, дети не могут разливать горячий суп по тарелкам, но разнести хлеб и убрать потом со столов им вполне по силам».

Следует отметить подход школы к организации питания: в прошлом году десятиклассникам предложили разработать проекты, в результате повара ОЦ узнали, о каких блюдах мечтают школьники. Сегодня эти блюда тестируются специалистами, возможно, их внесут в меню.

«Важно уметь договариваться и находить альтернативу, – подчеркнула директор МАОУ СОШ № 30 Екатерина Шадрина. – По просьбам родителей мы даже для начальных классов, бесплатно получающих питание, нашли возможность добавить в меню суп. Первая смена у нас получает не только завтраки, но и обеды. Раньше в один из дней дети получали на завтрак запеканку или омлет. Мы уменьшили порцию запеканки и добавили кашу, таким образом у детей появился выбор. Только в нашей небольшой школе в прошлом году было 11 различных меню! Любую проблему в организации питания нам удаётся успешно решать именно благодаря взаимодействию родителей, школы и АО «Уральский комбинат питания».