Кто они, его самоотверженные, добрые, умные, избранные сотрудники? Почему именно Хоспис выбрали они местом свей службы? Как работается и живется сегодня этим героям в условиях непрерывной, самоотверженной и напряженной работы по бескорыстной помощи людям, так в ней нуждающимся? В чем нужна помощь самим сотрудникам, пациентам хосписа сегодня? Как вы можете им помочь?
В марте текущего года был проведен опрос сотрудников по социально–психологическим проблемам их труда с целью осуществления мероприятий по снижению уровня профессионального эмоционального выгорания, психологической напряженности труда и повышения уровня стрессоустойчивости в экстремальных условиях работы хосписа.
Результаты данного опроса отвечают на все выше поставленные вопросы.
Нравится ли вам ваша работа? 76% опрошенных работников ответили, что их работа им нравится. Привлекательным в труде названы следующие моменты: «Нравится сама работа, уход за больными, быть в помощь и нужным для больных, желание облегчить страдания больного, общение с больными и родственниками…»
Что же стоит за этими ответами: ежедневное протирание больных тел, кормление пациентов с ложечки, как маленьких детей, уборка из–под них, переворачивание и поднятие немощных, но все же тяжелых для женских рук тел; терпимое отношение к «капризам» больных и к претензиям их родственников, которые, к сожалению, не всегда ценят того, что делается в хосписе для их близких…
Такая работа может привлекать только тех людей, которые ставят себя состояние служения. Это заслуга каждого работника хосписа, независимо от должности и профессии, это их ежедневный трудовой подвиг! Каждый пациент требует от них ежедневного трудового подвига. Эти люди здесь, как на фронте, как на передовой между жизнью и смертью… Каждый день они в бою за каждую жизнь, за каждую минуту жизни, уменьшение чьей–то боли и страданий
Какие положительные качества характера помогают вам выполнять ваши профессиональные обязанности? Цитаты из полученных от сотрудников ответов: «Терпение, любовь к людям и общению, профессионализм и умение выслушать, высокая ответственность, человечность, богобоязненность, милосердие, исполнительность, сочувствие, творческое мышление, сила духа и характера, сострадание, доброта, отзывчивость, человеколюбие, трудолюбие».
Что является для вас источником радости и профессиональной гордости в повседневном труде? Вот ответы респондентов: «Облегчение состояния пациентов, когда им становится лучше, они начинают кушать и даже шутить, несмотря на их тяжелое состояние; когда больше пациентов выписываются домой; радость и облегчение в глазах больных и родственников; получение максимального результата; улыбки пациентов; положительные эмоции пациентов и их родственников; гордость за свою профессию, нужность, востребованность; возможность облегчения страданий больного; применение знаний и профессионального опыта; доброе слово; улучшение настроения и состояния больных».
Позитивным моментом, который стимулирует труд, являются добрые отношения в коллективе Хосписа между его сотрудниками. Они и сами неоднократно отмечают это в своих анкетах.
Как вы воспринимаете свою трудовую деятельность: как работу или как лужение? Каждый второй работник воспринимает свою работу в хосписе как служение и выполнение своего духовного предназначения. Эти сотрудники относятся к своему труду не просто как к работе, а как к деятельности, основанной на высоких духовных ценностях: милосердии, добре, сочувствии, сопереживании, облегчении людских страданий.
Но даже вторая половина, которая, как они пишут, воспринимает свой труд просто как работу, на самом деле просто не осознает своего служения. Иначе бы им не выдержать тех психологических и физических нагрузок, которые приходится переносить. Иначе бы им не нравилась их работа и они не нашли бы в ней ничего хорошего. Иначе они бы здесь просто не работали!
Проведенный опрос показал также и те внутренние глубинные психологические противоречия, которые создают сегодня проблемы и напряженность в труде и трудовых буднях коллектива хосписа. В этом направлении каждому сотруднику рекомендовано несколько изменить свое отношение к болезням, к процессу смерти и умирания, к себе и своему поведению, к пациентам и их родственникам, чтобы сделать его менее негативным и травмирующим психику, более мудрым и психологически грамотным. В этом направлении с сотрудниками планируется провести цикл психологических занятий и практик, чтобы улучшить душевное и физическое состояние работников, укрепить их здоровье и улучшить рабочее настроение.
В чем же нуждаются сегодня работники хосписа, что мешает им работать менее напряженно и более качественно обслуживать пациентов?
Вот некоторые предложения сотрудников хосписа по улучшению условий и организации их труда, полученные в результате социологического опроса: установить в отделении настоящую вентиляцию, хорошо работающие кондиционеры; расширить дверные проемы; приобрести приспособления для подъема больных; организовать отдельные палаты для агонирующих больных.
А вот что говорит накануне юбилея заведующий Хосписом Владимир Титов: «1 декабря 2015 года Хосписному отделению исполняется 15 лет. Это первое и единственное отделение в городе Челябинске и Челябинской области. Отделение развернуто на 14 коек и обслуживает 7 районов города. У нас трудятся 24 медицинских работника – это давно сложившийся коллектив профессионалов, владеющих методиками обезболивания, ухода и приемами психологической поддержки. Сотрудники отделения прошли в этом году на базе Челябинского государственного медицинского университета цикл повышения квалификации по оказанию паллиативной помощи. С принятием приказа МЗ РФ № 187Н отделение прошло лицензирование, как отделение паллиативной помощи. Принято и утверждено новое Положение об отделении и Положение о госпитализации.
Кроме стационарной деятельности проводятся осмотры больных Тракторозаводского района на дому. Отделение финансируется из бюджета г. Челябинска, что составляет около 10 млн. рублей в год. Мы постоянно выполняем муниципальный заказ – принимаем около 280 больных в год. Работаем со спонсорами и благотворителями, за счет которых получаем расходные материалы, проводим текущие ремонты – мы им очень благодарны за это. Мы благодарим также руководству и работникам завода «Электромашина», которые в этом году осуществили ремонт входной группы и пандуса на сумму 100 тыс. рублей. Помогает нашему отделению и онкопсихолог – волонтер Белкина Н.А., которая оказывает психологическую поддержку сотрудникам, больным и их родственникам, помогает в решении социальных и материально–технических вопросов.
Нашему коллективу 15 лет. Нами проделана и делается большая и нелегкая работа по оказанию паллиативной помощи населению. Хотелось бы сегодня прежде всего отметить тех сотрудников, которые работают с первых дней существования отделения: Важенину Л.П. – врача–терапевта, медицинских сестер отделения Исакову С.В., Аввакумову А.С., Николенко О.А., Исакову Н.С., санитарок отделения Иванушкину В.В., Боровых Н.Д., Романову В.В. Благодарю их и всех сотрудников отделения за добросовестный и самоотверженных труд и поздравляю с нашим юбилеем».
Учитывая недостаточные знания населения о хосписе и Хосписном движении, которое в России только набирает силу, имеет смысл более подробно рассказать об идеи и принципах работы Хосписа, который представляет собой пока еще новую в России форму паллиативной помощи людям в последние годы и месяцы их жизни, в период ее угасания. В России первый хоспис был открыт в Санкт– Петербурге в 1990 году. Сегодня в нашей стране существует более 100 Хосписов в разных городах. При этом, чтобы обеспечить потребности населения, их количество должно вырасти в несколько раз. Челябинску же необходим Хоспис, по крайней мере, в каждом районе города.
Слово «Хоспис» имеет латинское происхождение. В современном понимании хоспис – это тип медико–социального учреждения, где пациенты в терминальной стадии заболевания получают достойный уход и поддержку: духовную, психологическую и социально–юридическую. Такую же поддержку получают и близкие родственники пациента. В хосписе оказывается бесплатная паллиативная помощь: уход за больным, поддержка у больного стремления к жизни и отношения к смерти как к естественному процессу; поддержка способности как можно более длительно вести активный образ жизни вплоть до самой смерти; уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов; психологическая и духовная поддержка; максимальное улучшение качества жизни больного, что может положительно влиять на течение его болезни; оказание помощи семье больного во время его болезни, а также после его кончины.
Общественно значимая цель работы хосписа – создание условий, при которых не было бы унижения личности болью, страхом, обреченностью, а было бы сохранение ему мира с его любовью и ценностями, а также возможности, в конечном итоге, уйти из него спокойно и с достоинством. По образному выражению А.В. Гнездилова – первого и бессменного главного врача первого Санкт–Петербургского хосписа, это будет «нравственная смерть» и только такая смерть будет давать право судить о нравственности общества.
Уважаемые предприниматели! Станьте спонсорами Челябинского хосписа: это возвысит и облагородит Ваш бизнес и поднимет Ваш духовный статус, как гражданина и человека.
И в заключение, хочется привести несколько пунктов из Нравственных Заповедей Хосписа. «Хоспис – это комфортные условия и достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они, скорее всего, умрут раньше нас. Брать деньги с уходящих из этого мира нельзя. Наша работа может быть только бескорыстной».
Чем же может помочь Хоспису население города?
В феврале 2015 года началось Хосписное общественное движение волонтеров Челябинской области. Это движение создано при Челябинском Межрегиональном общественном движении «Движение против рака». Ниже приводится Перечень того, в чем нуждается сегодня хоспис и координаты того, куда эту помощь можно адресовать.
Челябинский Хоспис нуждается в волонтерах, искренне и бескорыстно желающих помочь
«Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека, — для пациента имеет огромный смысл» – именно так звучит одна из заповедей Хосписа. Хосписная помощь складывается из многих вещей, и даже те, что в первом приближении кажутся мелочами, имеют огромное значение. Хоспису сегодня необходимы:
– Средства Menalind (влажные салфетки, моющий лосьон, лосьон для тела, защитный крем, масло–спрей, очищающая пена)
– Палочки Pagavit для ухода за ротовой полостью тяжелобольных
– Тест–полоски AccuChek для определения сахара в крови
– Крем для рук, любой гипоаллергенный
– Памперсы, пеленки
–Пленка солнцезащитная на окна (шторы в палатах запрещены)
– Мыло хозяйственное, стиральный порошок «автомат»
– Телевизоры б/у, радио в рабочем состоянии
–Полотенца бумажные, бумага туалетная
– Мешки для мусора на 120 литров, мешки для мусора на 10 литров
– Канцтовары (бумага, файлы, клей–карандаш и т.д.)
– Противопролежневые матрасцы
Можно сразу принести купленное в Хоспис, находящийся по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 18. Остановка «Башня» . Тел. 775–18–00. Хоспис будет благодарен за помощь в любом объеме.
Координатор Хосписного движения волонтеров – Белкина Надежда, тел. 8–912–892–92–14
Смотрите также:
- «Синегорье» - цех здоровья карабашских металлургов →
- Пока красный петух не клюнет →
- Здоровье в двух шагах →