Региональный оператор «Центр коммунального сервиса» перечислил в федеральный бюджет крупную сумму. Как сообщили в УФАС по Челябинской области, это был штраф за участие в антиконкурентном соглашении. При этом регоператор напоминает, что в ситуации, на которую обратила внимание антимонопольная служба, компания действовала в интересах горожан.
В конце 2019 года УФАС возбудило дело об антиконкурентном соглашении. По мнению ведомства в период, который вошел в историю Челябинска как «мусорный коллапс», ряд муниципальных структур Челябинск и региона, а также несколько коммерческих организаций предприняли некие действия из-за прекращения вывоза на Городскую свалку твердых коммунальных отходов, образовывавшихся в жилищного фонде областного центра.
Напомним, что до указанных событий вывоз ТКО в Челябинске осуществлялся двумя способами. Большая часть контейнерных площадок (до 70%) обслуживалась напрямую компаниями-перевозчиками (между управляющими компаниями и вывозящими организациями действовали договоры и осуществлялись прямые расчеты). Остальные площадки (30%) обслуживалась через муниципальное унитарное предприятие МУП «Горэкоцентр» (имея договорные отношения с управляющими компаниями, это предприятие само нанимало подрядчиков для вывоза отходов).
В 2018 году власти наконец приняли решение о закрытии Челябинской городской свалки. Это было неизбежно, ведь объект должен был быть закрыт еще в 1992 году, и надзорные органы неоднократно требовали прекратить его деятельность. 11 сентября 2018 года свалка была закрыта. Подрядчикам МУП «Горэкоцентр» было предложено везти отходы на полигон ТБО Полетаево. Поскольку этот объект удален от Челябинска, власти заранее приняли решение о компенсации перевозчикам возраставших расходов на транспортировку мусора. И в связи с этим было объявлено, что полигон ТБО не будет брать плату за захоронение ТКО (что должно было компенсировать затраты). Но спустя несколько дней большая часть компаний отказалась работать и прекратила вывоз мусора из города. Челябинск стал превращаться в свалку отходов со всеми вытекающими антисанитарными последствиями.
Отходы перестали вывозить и компании, которые имели прямые договорные отношения c потребителями. При этом они демонстративно забирали контейнеры, оставляя мусор прямо на площадках.
«Центр коммунального сервиса» на тот момент уже имел статус регионального оператора по обращению с ТКО, компания вела успешную деятельность в Магнитогорском кластере. В условиях «мусорного коллапса» власти Челябинска обратились ко всем перевозчикам (в том числе не имевшим договоров) с просьбой помочь в ликвидации ЧП.
Ответственность за вывоз отходов города-миллионника взяли на себя «ЦКС» и несколько челябинских компаний. В ситуации экстренной нехватки времени и финансовых ресурсов службы «Центра коммунального сервиса» с нуля выстраивали работу. Никто не смотрел — где и чья контейнерная площадка. В условиях чрезвычайной ситуации требовались оперативные действия. Мусор вывозился со всех мест накопления ТКО. И если уборка отходов с площадок, которые обслуживались через МУП «Горэкоцентр», хотя бы частично, но была оплачена, то за вывоз ТКО с площадок, которые обслуживались по прямым договорам между управляющими компаниями и перевозчиками, оплата не поступила до сих пор.
Стоит отметить, что устранившиеся от работы компании на тот момент продолжали выставлять счета потребителям и получали оплату за услуги, которые фактически не оказывали. В ситуации, которая складывалась на момент «мусорного коллапса», «ЦКС» и другие ответственные организации вынуждены были работать в условиях полной неопределенности.
В ходе разбирательств судебные инстанции усмотрели в решениях городских и региональных структур, а также коммерческих организаций сговор. На всех этапах «ЦКС» доносил свою позицию о том, что компания не являлась инициатором сложившейся осенью 2018 года ситуации, в отличие от других компаний-перевозчиков ТКО «ЦКС» не переставал оказывать услуги, при этом понес убытки, не компенсированные до настоящего времени. Однако вместо признания своей работы по ликвидации последствий «мусорного коллапса» в качестве деятельности, направленной на защиту интересов неограниченного круга лиц, «ЦКС» дополнительно понес значительные расходы. Подчиняясь решению суда, региональный оператор как законопослушная компания выплатил в федеральный бюджет 426 тысяч рублей.