«Готовишься к смерти». Ветеран афганской войны о роли солдата в стране

Передвижение по дорогам было смертельно опасным. Далеко не весь транспорт добирался до места назначения. © / Фото из личного архива Константина Чванова / АиФ-Челябинск

В этом году 15 февраля исполнилось 35 лет с того дня, как советские войска были выведены с территории Афганистана. По разным данным через Афганскую войну прошли от полумиллиона до миллиона советских солдат. Впервые после Великой Отечественной войны были понесены большие военные потери.

   
   

Почему защищать Родину должны именно молодые и здоровые парни? И что важнее – патроны или физподготовка? Накануне Дня защитника Отечества участник Афганской войны, челябинец Константин Чванов поделился своими воспоминаниями.

Из учебки - в Кабул

- Помню многое из службы в Афганистане, - вспоминает наш герой. - Это был период с 21 апреля 1986 года по 14 ноября 1987 года. Меня призвали в армию в октябре 1985 года, полгода я проходил учёбу в бригаде связи в городе Самарканд в Узбекистане. Утром 20 апреля 1986 года мне выдали документы об окончании учебного подразделения, выпустили начальником радиорелейной станции, присвоили воинское звание «сержант», а вечером посадили на поезд в Ташкент. Оттуда на гражданском самолёте Ту-154 за час долетели до Кабула, далее вертолётами в город Гардез, расположенный на востоке Афганистана.

CHEL.AIF.RU: Константин Михайлович, была какая-то моральная подготовка солдат к тому, что их отправляют на войну?

- Нам сказали так: «Не все сто процентов поедут в Афганистан, но кто-то из вас обязательно поедет». Вот и вся подготовка. Ничего особенного я не почувствовал - ни обиды, ни досады, ни страха. Не я первый, не я последний. Ну, выпала такая судьба, значит, тому и быть. Из учебки в Кабул вместе со мной попали человек 20-25. Нас раскидали по разным подразделениям, связисты нужны были везде.

- Родным сообщить успели?

- Нет, ведь связь тогда была в основном через письма. Некоторые ребята вообще не сообщали родственникам, что они в Афгане, не хотели беспокоить матерей и писали им, что служат в Чехословакии. К этому времени война шла уже лет шесть. Многое в газетах не писали, по телевизору не показывали, но слухи доходили, что война идёт. Я подумал с неделю и решил не врать, написал родителям как есть. Мама с папой потом рассказывали, что как получили моё письмо – так и сели, и даже не знали, что сказать друг другу. Переживали, конечно…

   
   

- В чём заключилась ваша главная задача на той войне?

- Гвардейская десантно-штурмовая бригада без связи – это просто вооружённая толпа. Командир части управляет боем. Ему нужно сообщать, где появляется противник – слева, справа, сзади или впереди. А как? Нужна связь. Чтобы уничтожить противника, нужно сосредоточить по нему огонь артиллерии, снова связь нужна. Чтобы куда-либо отправить танки, бронетранспортеры - опять ждут связи. Зависит качество связи от подготовки связистов - насколько они способны управлять средствами связи, находить и устранять неисправность, передавать команды от первого до сто двадцать первого, не путать позывные. Автоматы всегда были на плечах связистов, как у всех, но всё-таки основной нашей задачей был не стрелковый бой, а обеспечение связи. Не все призывники, прибывшие в «учебку» в Самарканд, смогли стать связистами. Многих в процессе обучения отправили в войска «попроще».

Служили все подряд

- Ваш первый бой случился скоро?

- Примерно через месяц я участвовал в своей первой операции по уничтожению базы душманов на территории провинции Пактия. За сутки до выхода проходит строевой смотр. Рота в полном боевом снаряжении выходит на плац. Каждый солдат, одетый в бронежилет и каску, с оружием, расстилает плащ-палатку и выкладывает на нее все свое снаряжение. Командир роты и старшина проверяют все по списку у каждого. Особое внимание солдатскому медальону. Он должен быть у каждого в нагрудном кармане гимнастерки. Навсегда осталось в памяти чувство, которое появилось при изготовлении этого медальона. Все просто. Берешь патрон, выковыриваешь пулю, высыпаешь порох и вкладываешь в гильзу посмертную записку, затем пулю на место. Ты молодой, здоровый, полный сил, а готовишься к смерти завтра…

Молодые и здоровые парни готовились к бою, который мог для каждого из них стать последним... Фото из личного архива Константина Чванова

В детстве и ранней юности я прочитал много книг о Великой Отечественной войне. Но тогда для меня «пулеметный огонь» и «минометный обстрел» были просто сочетаниями слов. Весь ужас войны я осознал только тогда, когда пуля прошла рядом со мной. Абсолютное большинство людей не понимает даже самых простых бытовых вещей в военной службе. Например, солдаты в Афганистане вынуждены были носить хлопчатобумажное обмундирование, кирзовые сапоги, каску и бронежилет в то время как в тени стояло 45-градусное пекло. Тогда в Афганистане было очень мало асфальтированных дорог – в основном пыльные грунтовые. Когда БМП идёт по грунтовой дороге, то из тучи пыли видны только пушка и первый каток гусеницы. А на броне сидят солдаты. После таких марш-бросков люди становятся, их лица, руки, каски, бронежилеты, автоматы, сапоги – всё становится грязно-серого цвета. Помыться и постирать вещи можно только на базе, а во время операций вода в цистернах только для питья и приготовления еды. Спали на земле. Одетыми, обутыми и с автоматами в руках. От таких бытовых «удобств» заводились вши. В пункте постоянной дислокации мы жили в палатках. Это, конечно, лучше, чем на голой земле, но летом палатка не спасала от жары, а зимой – от морозов. Всё-таки зимней ночью на высокогорье холодно, может выпасть снег. Солдаты и сержанты служили и воевали в таких условиях по 1,5-2 года без отпусков, выходных и праздников, без посылок из дома, без телефонных разговоров с родными и много ещё без чего.

- Было ли страшно?

- Было немного. Командиры нам говорили ещё в те времена: не нужны бесстрашные, нужны те, кто боится, но, несмотря на страх, делают свое дело.

- Все вокруг были патриотами?

- По крайней мере, все знали: долг Отечеству отдать надо. Соседские пацаны, друзья по школе - все шли в армию. У нас в техникуме в группе было 24 парня, и 23 из них отслужили, только одного не взяли по состоянию здоровья. И это воспринималось естественно, мы не мыслили своей жизни без армии. Мы заканчивали техникум и не строили планов на будущее, потому что знали: нас призовут. И уже все рассуждения были о том, что будет после армии.

- Сегодня служат год, и срочников на войну не отправляют, потому что они слишком молоды и неопытны. А в ваше время всё было по-другому…

- На мой взгляд, это было правильнее: физическое здоровье - важнейший элемент боевой подготовки. А чем человек моложе, тем его физическое состояние лучше, ему легче тренироваться и обучаться. Недавно в интернете много писали о южноуральце с позывным «Бабай», который увернулся от украинского дрона, даже вирусилось видео, как именно он увернулся. Это произошло благодаря его физподготовке и хорошей реакции.

Только молодой тренированный боец может вскочить, за одну секунду перебежать на десять метров, снова залечь и такими перебежками перемещаться дальше. Да ещё и в бронежилете, каске и с тяжёлым автоматом наперевес. Мужчинам после тридцати гораздо труднее сделать это. Тем более, если они не занимаются спортом. А от сноровки зависит жизнь солдата.

Молодых и неопытных легче обучить. По телевизору показывали бойцов, которые жаловались, что им патронов мало для учебных стрельб. Надо бы сначала изучить тактику, научиться действовать в составе взвода – роты, научиться взаимодействовать друг с другом! Без этих навыков стрельба опасна для окружающих. Нас молодых так учили и количество патронов всегда ограничивали. Через год боёв и учений между ними 19-летние пацаны в Афганистане становились лучшими солдатами в мире! Никто лучше них не воевал во второй половине 20 века.

Не душманы ли это маскируются под кочевников? Досмотр каравана кочевников во время облёта местности на вертолётах. Фото из личного архива Константина Чванова

С пулей в голове

- Константин Михайлович, вы, наверное, не смотрите фильмы о войне?

- Стараюсь не смотреть, потому что у меня сразу включается критик, слишком много претензий возникает к сценаристам. В 1991 году сняли фильм «Афганский излом». Нам его показали в санатории, куда мне дали путёвку, и после показа мы с парнями, которые тоже там воевали, собрались в холле, чтобы его обсудить. Разобрали кинокартину по косточкам и сошлись во мнении, что всё было не так. Ну, как сумели, так и сняли. Знайте: в кино настоящую войну никогда не покажут.

- Говорят, человек не возвращается с войны таким, как прежде. Якобы приходят с больным сознанием и многие потом даже спиваются…

- Все индивидуально, кто-то пьет, кто-то становится негодяем, а кто-то праведником. Все мы разные. Понятно, что война не делает никого лучше, это самое мерзкое изобретение человечества. Сейчас стало доходить до общества, что роль солдата в государстве чрезвычайно велика. Оно не может существовать без солдата. Правильно сказал Наполеон, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить вражескую. А армия это в первую очередь солдаты. Не генералы! И никто не может заменить солдата. Если мужиков, ушедших на фронт в Великую отечественную, кое-как замещали женщины и дети, то солдата никто заменить не мог. И ведь нет на свете ни одной такой профессии, чтобы платить за результаты кровью и жизнью, а солдаты платят. Никто, даже самые выдающиеся артисты, учёные, политики - никто не платит жизнью и кровью за свою работу, а солдаты платят. Ни перед кем больше не стоит выбор убить или быть убитым, а перед солдатом стоит. От этого и ломается психика у многих. Кто-то сходит с ума, кто-то водку пьет. Все, кто прошел через войну, приходят с пулей в голове. Пережитое никогда не забывается. При этом я не могу вспомнить ни одной общественно-политической акции, возвышающей солдатский подвиг. Зато обратных примеров предостаточно. Как можно было допустить уравнивание в льготах фронтовиков и тыловиков. А акция «Георгиевская ленточка», когда ленту Ордена Святого Георгия, ленту Ордена Славы, Гвардейскую ленту – награды за выдающиеся воинские подвиги низвели до уровня шнурков и подвязок? Это же принижение солдатского подвига!

- Война для вас закончилась, когда подошёл к концу срок службы?

- Так точно. Меня уволили в запас, остаться не предлагали, призвали других срочников. Ночью на вертолетах нас вывезли в Кабул, утром из Советского Союза прилетел ИЛ-76 и полетели мы на Родину. Кто-то закричал «Ура!», когда пересекали границу. У меня эмоций не было. В Ташкенте нас никто не встречал. На военном аэродроме прошли таможенный досмотр, нас проверили, чтобы не везли ничего запрещенного в Советский союз. С Ташкента в Челябинск ехали поездом, добирались трое суток. По прибытию я сразу отправился в военкомат, встал на воинский учёт, только после этого поехал к родителям в Ашинский район, откуда я родом. Собрал за столом семью, старых друзей, рассказал про свою службу, про войну. Из моих однокашников ещё трое были в Афганистане. Нам было о чём поговорить. Кто не служил в Афганистане, тот пусть радуется, а кто служил, тот пусть гордится.

- Чем занимались после войны?

- В армию меня призвали с института, поэтому первым делом я решил его окончить. А потом перестройка закончилась, кооперативы начались, молодежные центры при райкомах комсомола открывались, и через райком комсомола я пошел работать в такой молодежный центр. Многие тогда пытались стать предпринимателями. И я. Но после неудачной попытки перешёл на более спокойную работу по найму.

- Как вас отблагодарила Родина за участие в афганской войне?

- Обозвали воином-интернационалистом. А что такое интернациональный долг, кому мы успели задолжать в 18 мальчишеских лет – не сказали. Наградили медалями за участие в необъявленной войне в Афганистане. Боевых наград нет. Это в Великую Отечественную войну связисты под огнём противника ценой собственной жизни обеспечивали связь и награждались боевыми орденами и медалями. У меня такого не было. Были широко разрекламированы всевозможные льготы, но по сути они так и остались рекламой.

Между теми, кто воевал, и всеми остальными всегда пропасть.  Это понятно: никакого жизненного опыта не хватит, чтобы осознать разницу между мирной жизнью и жизнью на войне.

ДОСЬЕ

Константин Михайлович Чванов – Ветеран необъявленной войны в Афганистане, член Профсоюза. Родился в 1962 году в городе Сим Ашинского района Челябинской области. Окончил челябинский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Сегодня работает фрезеровщиком на ЧЭМК. Женат, имеет сына, дочь, внука.

Какие праздники отмечают участники Афганской войны?

- 15 февраля – День вывода Советских войск из Афганистана

- 23 февраля – День защитника Отечества

- 9 мая – День Победы

- 1 июля – День ветерана боевых действий

- 2 Августа – День ВДВ.

- 9 Декабря – День героев Отечества.

- 27 декабря – День памяти и скорби (27 декабря 1979 года со штурма дворца Тадж-Бек в Кабуле началась война в Афганистане)