Осенняя призывная кампания началась на Южном Урале с 1 октября 2014 года. До начала следующего года ряды армии должны пополнить более 4200 новобранцев из Челябинска и области. Однако в этом году призывников ждут изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе», вступившие в силу с 30 сентября текущего года.
Теперь в военных билетах молодых людей, скрывавшихся от военкомата до 27 лет, будут ставить специальную запись: зачислен в запас как не прошедший службу без законных на то оснований.
По словам правозащитников, такая мера приведет к валу обращений в суд граждан России. Ведь в практике до сих пор встречаются случаи, когда здоровым парням повестка попросту не приходит из-за нерасторопности районного военкомата. Считать их уклонистами от службы было бы неправильно, но оспорить решение военкомата можно только через суд.
Другое изменение коснется призывников, имеющих высшее образование. Они смогут выбрать порядок несения службы: отслужить один год на срочной службе или пойти служить по контракту на два года. При выборе второго варианта молодые люди будут пользоваться привилегиями военнослужащих-контрактников. Список льгот для контрактников обширный, в него входит право на улучшение жилищных условий, бесплатный продовольственный паек и другие привилегии. Отметим, что средний размер денежного довольствия контрактников составляет 23–35 тысяч рублей в месяц.
Нарушаем?
Для юристов военкомата и правозащитников начало призыва означает увеличение обращений от граждан, ведь за цифрами и прогнозами на осеннюю кампанию стоят живые люди. Причиной «обострения» служат как ошибки военных чиновников, так и незнание прав и обязанностей самими призывниками.
Чаще всего суды области разбирают случаи, когда ведомство призывает студентов вузов, либо негодных по здоровью южноуральцев. Так, в 2012 году военкомат едва не отправил служить призывника с больными почками. В ноябре челябинская районная призывная комиссия признала годным к службе парня с пиелонефритом. Однако в контрольной комиссии на сборном пункте в Копейске молодого человека признали непригодным. Потом из личного дела призывника пропали все документы о том, что он вообще призывался на военную службу. Южноуралец подал жалобу в призывную комиссию Челябинской области, но ответа так и не получил.
Еще на один «камень преткновения» указала правозащитница Валерия Приходкина. С января 2014 года вступило в силу постановление № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе». Чиновники изменили формулировки диагнозов, которые должны писать врачи в карточках молодых людей при осмотре. Например, если раньше нужно было отметить в карточке, что у парня «врожденная аномалия почек», то теперь медик должен написать «аномалии почечных сосудов с вазоренальной артериальной гипертензией». Но врачи продолжают по старинке писать знакомые им диагнозы. Призывников с неправильно заполненными карточками военная комиссия признает годным для службы или отправляет на дополнительное обследование. Несмотря на то, что болезнь молодого человека никуда не делась.
Свое здоровье солдаты теряют и в самой армии. Год назад челябинского призывника Александра Стрижова, больного пневмонией, отправили на службу в воинскую часть под Самарой. Солдат заболел во время несения службы и две недели провел в военном госпитале. За это время врачи не смогли вылечить южноуральца и направили его в часть безо всякой реабилитации. Когда об этом узнали родители 19-летнего парня, они добились для сына небольшого отпуска. Дома Александр признался, что у него уже месяц не спадает высокая температура. Тогда солдата направили в госпиталь сначала Челябинска, потом Екатеринбурга. В столице Урала ему поставили новый диагноз: герпетический кератит на левом глазу. После всех перенесенных болезней у Стрижова резко упало зрение.
Еще одна проблема призывников – обследование больных гипертонией. Отсрочку по ней дают только в том случае, если призывник прошел стационарное обследование в больнице. Однако из-за перегруженности отделений врачи чаще всего отправляют молодых людей на дневной стационар. Когда призывник приходит в военкомат, ему указывают на неправильное обследование и назначают повторное. От таких примеров недопонимания медиков и военных чиновников страдают в первую очередь родители молодых парней и сами призывники. Поэтому региональным Минздрав должен провести инструктаж медиков, считает Прихоткина.
Председатель военно-врачебной комиссии области Олег Максимов заверил, что никто не ставит перед врачами задачу допускать больных до службы в армии.
«За весенний призыв 2014 года всеми муниципальными образованиями на Южном Урале было осмотрено 17 190 личных дел. Из них более семи тысяч граждан были освобождены от призыва на службу, то есть около трети. На областном сборном пункте работают две медкомиссии, которые еще раз проверяют призывников. Весной 73 человека были возвращены после их осмотра на областном пункте», – уточнил Максимов.
При этом если в середине 90-х из армии по болезни возвращалось по 50 – 60 человек из каждого призыва, то после последней призывной кампании по состоянию здоровья вернулся всего один южноуралец. Такие показатели говорят об успешной работе ведомства, но единичные случаи все-таки приходится разбирать в суде.
«Недавно один из военнослужащих получил травму, у него диагностировали повреждение черепа. Разумеется, дальше служить в армии он не может, но очень хочет. Поэтому молодой человек собирается в суд», – рассказал председатель комиссии.
Служить буду!
Максимов подчеркнул, что такие случаи, когда негодные для службы молодые люди пытаются через суд отстоять свое право быть призванным, нередки. И военкомат вынужден бороться не только с ростом числа уклонистов, но и с обратной ситуацией.
Так, 25-летний челябинец Алексей Чистов три года добивался призыва в армию. Областная военно-врачебная комиссии признала южноуральца ограниченно годным к военной службе по категории «В» в связи с поставленным в детстве диагнозом «бронхиальная астма». Однако заболевание долгое время не беспокоило Алексея и после очередного медицинского обследования подтвердилось, что парень здоров. К этому времени Чистов получил высшее образование и захотел пройти службу в армии, но в военкомате отказались обследовать его повторно.
В апреле 2014 года суд Центрального района признал недействительным диагноз молодого человека и обязал военных чиновников провести медкомиссию Чистова в осенний призыв 2014 года.