В Доме лося «Сохатка» в этом году пополнение. Здесь растят аж пятерых лосят. Трое из них появились на свет в нацпарке «Зюраткуль», а двух принесли местные жители. Малыши остались без мам.
Когда лосята подрастут, их отпустят на волю. Сотрудники южноуральского нацпарка рассказали, как животных готовят ко взрослой жизни и почему некоторые из них все равно возвращаются к своим спасителям.
Лосиный детский сад
Смешные, длинноногие, нескладные, с обворожительными вытянутыми мордочками – так выглядят маленькие воспитанники «Сохатки».
Сейчас лосятам по три месяца. Самцов зовут Султан и Мотя. Самочек – Алла Борисовна, Гульчитай и Оксана. Оригинальные имена дают лосятам сами егеря. Но не сразу – через месяц после появления на свет, чтобы не сглазить. Новорожденных животных посетителям не показывают, берегут как зеницу ока.
Трое лосят родились прямо здесь – в «Сохатке». Их мамы – воспитанницы реабилитационного центра. Зимой они вернулись сюда вновь и принесли потомство. Еще двух животных привезли жители соседних районов. Малышей нашли в лесу одних. Маму одного из сохатых задрали хищники. Вторая лосиха, вероятно, стала жертвой браконьеров.
За лосятами в «Сохатке» особый уход. Кормят их шесть раз в день из бутылочки разведенным детским питанием. Малыши его очень любят.
«Секунд 10-12 уходит, чтобы поллитровая бутылка опустела», - рассказывает пресс-секретарь нацпарка Марина Фомина.
Сейчас лосят уже приучают ко взрослой пище. Для них специально заготавливают «веники» из веток. Совсем скоро молоко полностью уберут, и малыши будут питаться травой и листьями.
Туристов просят лакомства детенышам пока не предлагать. Питание сохатых – под строгим надзором ветеринара Андрея Данилова. Его неспроста здесь называют «папой лосей». Малыши в нем души не чают. Часто можно увидеть, как сотрудник нацпарка прогуливается по территории, а за ним – организованной цепочкой – все его воспитанники.
Каждого из подопечных ветеринар знает по имени. Люди удивляются: «Да они ж все одинаковые! Как различаете?». «Это для вас они одинаковые, - обижается Андрей. – А для меня совершенно разные: и взгляд, и телосложение. А главное – узор на лбу. Это визитная карточка каждого лося».
Рогатый патруль
Живут лосята в просторном загоне с деревьями и травой. Здесь специально для них построили домики, где животные прячутся от зноя и непогоды. Внутри – деревянный настил и кормушки под будущую еду.
В загоне с лосятами живет косуля Мурка. Когда ее нашли, малышка была размером с кошку. Сейчас она вдвое старше лосят, но по размеру за ними изящной Мурке не угнаться. Растут сохатые не по дням, а по часам. Специалисты смеются: забавно наблюдать, как животные уживаются в загоне. Мурка – солидный и воспитанный зверь. На резвящийся и бодающийся «детский сад» смотрит свысока.
«Может, косуля им и хорошие манеры привьет», - шутит Марина Фомина.
Подросшие животные свободно разгуливают по территории. Даже приучились вместе с инспекторами патрулировать нацпарк. Лосиха Дарена как-то увязалась за директором «Зюраткуля» на объезд территории. Несколько минут бежала за снегоходом на скорости 40 км в час. А в прошлом году лоси отправились в рейд уже втроем. Не отставали ни на шаг. На стоянку примчались запыхавшиеся, но довольные.
Люди к своим воспитанникам относятся с трогательной нежностью. Андрей Данилов заботливо собирает сброшенные лосями рога. Некоторые отдает в музей нацпарка. А «корону» своих любимчиков оставляет себе – на память.
Дикие, но ручные
Следующей весной, когда зазеленеет трава, подросшие лосята уйдут в лес. Как минимум на двух взрослых воспитанниках «Сохатки» есть специальные GPS-ошейники. Так инспекторы отслеживают перемещение своих бывших подопечных и в случае чего придут на помощь.
Как-то раз егеря увидели, что животное долго остается на одном месте. Срочно выехали по координатам. Оказалось, лось заболел. Его выходили.
Корма подросшим животным хватает и летом, и зимой. Но сотрудники нацпарка все равно припасают для любимцев приятные гостинцы. Вдалеке от туристических троп лосей ожидают солонцы – спресованная соль – и тайники с разными вкусностями.
За десять лет существования «Сохатки» специалисты выходили около 25 животных. Большинство из них выбрали свободную жизнь на охраняемой территории. Но некоторые до сих пор возвращаются к людям. Бывает, приводят своих детенышей – знают, что в доме лося о них позаботятся.
«Василина привела маленького Афоню, когда тот толком ходить не мог. Видимо, как-то на своем лосином языке объяснила ему, что люди помогут. За год малыш вымахал в огромного лося. Ушел в лес, а следующим летом вернулся со своим лосенком», - рассказала Марина Фомина.
Выросшие в «Сохатке» лоси более ручные. Изредка они выходят к людям. Один раз Василина провела для туристов целую экскурсию. Увидела, что люди идут в горы и увязалась за ними. Долго шла рядом и «разговаривала» на своем языке. Однако специалисты предупреждают: подходить и пытаться погладить взрослых диких лосей небезопасно. Лучше осторожно подождать, пока животное утолит любопытство и продолжит свой путь.