Кабачок размером со стол. Как бывший милиционер стал землевладельцем

"Какой казак без коня?" - подумал Сергей Ведерников и купил жеребёнка. © / Олеся Горюк / АиФ

Раньше плодородные пойменные почвы близ реки Миасс были заняты китайскими теплицами. Нитратные огурцы и помидоры ели южноуральцы, а прибыль уходила в Поднебесную. Сейчас казаки возрождают на месте снесённых возле деревни Сычёво теплиц традиционную общину. Кстати, поучаствовать в этом деле может каждый.

   
   

Род Ведерниковых

Сергей Ведерников – потомственный казак, атаман станицы Миасской Красноармейского района. Его предки основали на берегу Дона хутор Ведерников, который и по сей день существует на юге Ростовской области рядом с городом Константиновском. Первые упоминания о Ведерниковской станице относятся к 1672 году. В советские времена она трансформировалась в совхозы «Красный путиловец» и «Ленинский путь», а сейчас стала хутором, где казаки занимаются виноделием. Был среди Ведерниковых казак, покорявший Сибирь вместе с Ермаком. После гибели казачьего атамана предок Сергея Юрьевича принял монашеский постриг в Далматовском монастыре.

Предстоит ещё выяснить, при каких обстоятельствах часть рода Ведерниковых переселилась на Урал. Известно, что казак Ведерников из Уйской крепости был в приказном порядке откомандирован в Еткульскую крепость. Герой нашей публикации родился в Еткульском районе.

«Когда мне исполнилось 18 лет, отправился в Казахстан служить в погранвойсках, – рассказывает Сергей Ведерников. – После службы уехал к маме на Кубань, два года жил в станице, выращивал рис. А в 1993 году переехал в Челябинск служить в МВД. Начинал с патрульно-постовой службы, а дослужился до начальника милиции общественной безопасности. Занимался охраной общественного порядка. В 1990-е был разгул уличной преступности. Средь бела дня с людей срывали шапки, отбирали борсетки».

Работал Сергей от рассвета до заката, семью почти не видел. К 2018 году такая жизнь окончательно ему опостылела.

Авгиевы конюшни

«Есть пословица: «Сколько волка ни корми, всё в лес смотрит». Так и казак. Если родился на земле, то туда в конце концов и придёт, – рассуждает мой собеседник. – В Сычёво живут мои знакомые, у них тут курятник на 300 особей. Мы с женой приехали, посмотрели, поставили на горе рядом с деревней поклонный крест».

А дальше обстоятельства сложились в пользу Ведерникова. Областные власти поняли, что дальнейшая эксплуатация китайских теплиц неминуемо приведёт к экологической катастрофе. Горе-агрономам перестали потворствовать, и этого оказалось достаточно, чтобы многие из них оставили свои помидорно-огуречные плантации. Убирать за собой, естественно, ничего не стали.

   
   

Ведерников взял в аренду 25 гектаров земли в Красноармейском районе, рядом с деревней Сычёво. В 2018 году это были в буквальном смысле слова авгиевы конюшни. Привычные глазу любого южноуральца остатки деревянных каркасов с клочьями полиэтилена – это лишь вершина айсберга. Каркасы Сергей с командой единомышленников ещё осенью разобрали и отдали местным на дрова. Но самое интересное началось весной, когда стали пахать землю.

«Круг бороной пройдёшь – и приходится её от верёвки и плёнки чистить. С шести гектаров мы собрали 10 тонн капроновых верёвок и плёнки! Китайские горе-агрономы закапывали их в землю, и это было самым что ни на есть варварством. Снаружи верёвка разложилась бы под действием солнечных лучей. А в земле она хранилась», – вспоминает Ведерников свою первую посевную.

На синтетические удобрения предшественники не скупились. Анализ почвы показал превышение по кальцию, фосфору, азоту. Но самым негативным последствием было сильное закисление земель. Казаки раскисляли плодородный слой извёсткой, доломитовой мукой, мелом и органическими удобрениями животного происхождения.

Казак и брокколи

Осталось от предшественников и кое-что полезное: маленькая бендежка, туалет да скважина с насосом для полива. С этого и начался казачий этнохутор. Постепенно собралась команда единомышленников: столяр Сергей Милованов, скорняк Сергей Никулин и другие неравнодушные люди. Начали занятие земледелием с помидоров и огурцов – того же, чем занимались предшественники. Но уже на следующий год с помощью опытного агронома Актая Насипова расширили круг выращиваемых культур. Засеяли достигшую идеальных показателей почву пекинской капустой, брокколи, кабачками и тыквами.

«Предки мои, конечно, не выращивали брокколи. Ну и что? Белокочанную капусту срезал – осталась кочерыжка. А тут на месте срезанных соцветий образуются новые. До самых заморозков брокколи даёт урожай, – рассуждает Сергей Ведерников. – Из тыкв лучше всех проявила себя «Волжская серая». Моя жена Катя такую карамель из неё приготовила – пальчики оближешь! Среди нескольких сортов кабачков хорошо себя показал «Голд Раш». Один плод под листьями не заметили, так он вымахал размером с этот стол, за которым мы сейчас сидим!»

Итог – три золотые медали на выставке сельскохозяйственных достижений «Агро-2020». Но почивать на лаврах казаки не собираются. Весной этого года угодья, год отдыхавшие под паром, будут засеяны в числе прочих культур арбузами.

«Один-два рядка бахчевых культур уральских сортов посадим обязательно. Подсмотрел у соседей: арбузы вымахивают до трёх-четырёх килограммов! Климат сейчас меняется, лето становится жарче, поэтому арбузы и дыни – очень перспективное направление», – считает атаман.

Соленья и заготовки из овощей, выращенных традиционными методами, без использования пестицидов и гербицидов, продаются под брендом «Казачья лавка». Продукцию казаков можно купить как в самом хозяйстве, так и на ярмарке, каждую осень проводимой в Челябинске на площади Революции.

Не только земледелие

Работая в МВД, наш герой редкие выходные проводил, вконец измотанный, на диване перед телевизором. А сейчас у него каждый день в движении. Зима – постоянные командировки в составе монтажной бригады, куда входят казаки из всех регионов России. Они устанавливают дорожные ограждения и бордюры, строят церковные подворья, работают на хуторах. Ещё одно детище южноуральских казаков – столярная мастерская в посёлке ЧГРЭС в Челябинске. Там мальчишек учат резьбе по дереву и столярному мастерству. А весной, летом и осенью – работа на земле.

«Казаков на Южном Урале около 5 тысяч. Но аграриев среди них можно пересчитать по пальцам. Это очень плохо. Если у государства идёт курс на возрождение казачества как репрессированного народа, то прежде всего казаку надо дать возможность встать на землю. «Возродиться» в мегаполисе он не сможет, это утопия. В городе казак напьётся, принарядится, выйдет на праздник и будет там шутом гороховым. Мы, кстати, очень любим надевать традиционную одежду на народные праздники. Но смысл жизни отнюдь не в этом! Жизнь у казака должна складываться по-казачьи, то есть в труде. Эх, вот если бы в каждом районе Челябинской области было бы по казачьему хутору! – мечтает атаман станицы Миасской. – Тогда и продовольственный кризис не страшен. Мне говорят: «Ты воин без войска». Но ведь я и не воюю! Да, единомышленников пока что мало, но это те, кто по-настоящему предан своему делу. Например, таких искусных скорняков, как Сергей Никулин, по России единицы. Хотите пополнить нашу команду? Приезжайте! Мы открыты для всех, не только для казаков. Посадите свою грядочку, благо земли полно. Когда уедете в отпуск, за вашими посадками присмотрят. Осенью поделитесь десятой частью урожая».

В планах хуторян – построить этномузей казачьей культуры. Ведерников считает, что стройматериалами вполне могут служить и затвердевшие на солнце брёвна от каркасов китайских теплиц. Когда этномузей будет построен, у туристов появится возможность и в земледелии себя попробовать, и познакомиться с традициями русских казаков.

С 1 марта этого года фермерам разрешено капитальное строительство на землях сельхозназначения. Сергей Ведерников планирует построить не только этнографический музей, но и стайки для скота (на хуторе уже есть кролики, куры, козы, кони), и коровник.