Солидный 90-летний юбилей отмечает Южно-Уральская железная дорога. В своё время она родилась как важнейшее звено Транссибирской магистрали, ЮУЖД сейчас остаётся крупнейшей транспортной артерией страны.
ЮУЖД охватывает семь регионов страны, а также участок на территории северного Казахстана. Её протяжённость составляет 7567,3 километров, а трудятся здесь более 40 тысяч работников.
Страницы истории
Первый участок железной дороги на Южном Урале открыли 1 января 1877 года при строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги. В 1892 году к дороге присоединили введённый в строй 22 октября участок Златоуст – Челябинск. После завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги летом 1892 года началось сооружение линии в Западную Сибирь от Челябинска до Оби.
А 25 октября 1892 года на станцию Челябинск прибыл первый товаро-пассажирский поезд из Москвы.
После революции настала время восстанавливать железную дорогу. 4 апреля 1920 года рабочие паровозного депо среднего ремонта станции Челябинск отметили выпуск из ремонта паровоза «Коммунар» - сейчас этот паровоз установлен на пьедестале у ДК ЖД в Челябинске.
Огромную роль сыграла железная дорога во время Великой Отечественной войны, перевозя эвакуированных, оборудование, грузы, включая военную технику.
После войны ЮУЖД была электрофицирована, получила дополнительное техническое оснащение, которое позволило год от года наращивать объёмы перевозок. Сегодня дорога, как и прежде, важнейшая отрасль экономики страны.
Современная техника в помощь
На потребности железной дороги работают многие предприятия, которые реализуют важные проекты. Так в эти дни ООО «Челябкрансервис» завершает производство очередного железнодорожного крана грузоподъёмностью 25 тонн, созданного по заказу крупного металлургического предприятия. Отличительной особенностью крана на этот раз является полностью электрический привод всех механизмов крана и отсутствие дизельного агрегата. Это связано с тем, что кран предназначен для работы внутри цеха, чтобы избавиться от выхлопных газов, дыма и шума, сопровождающих работу дизель-генератора. Помимо того, кран оснащен системой частотного регулирования всех приводных механизмов.
Такая система стала уже фирменной «фишкой» кранов ООО «Челябкрансервис». Она существенно облегчает управление краном, улучшает точность работы и снижает энергопотребление.
Напомним, что ООО «Челябкрансервис», созданное в 2005 году, занимается разработкой и производством кранов на железнодорожном ходу. В последние годы предприятие отметилось созданием самых мощных стреловых кранов в России, ФМ-150, грузоподъемностью 150- 200 тонн. Кстати, свое название - «ФМ», 200-тонные краны получили в честь 200-летия со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского.
В 2024 году рост продолжился
ЮУЖД продолжает динамично развиваться. В первом квартале 2024 года по дороге во всех видах сообщения было перевезено 167,9 тыс контейнеров ДФЭ (TEU), что на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Среди грузов преобладают промышленные товары народного потребления, метизы, химикаты, автомобили и комплектующие, цветные металлы и так далее. Вероятно, к концу нынешнего года на ЮУЖД будут поставлены новые рекорды.