Неземное рукоделие: в миасском храме иконы вышивают золотом

Фото: АИФ

Храм Богоявления. Фото Надежды Уваровой «Мария, все стежки из этого цветка должны быть одинаковыми, – руководитель мастерской Наталья Мухаметова объясняет тонкости искусства одной из рукодельниц. – А лепесток мы потом вышьем отдельно».    
   
Мастерицы вышивают шедевры часами, по нескольку месяцев на одно изделие. Фото Надежды Уваровой.

В небольшом помещении храма несколько мастериц собираются по выходным уже второй год. Некоторые приходят на занятия с детьми. Женщины разных возрастов и профессий, они признаются: шитье так увлекает, что забываешь обо всех домашних хлопотах. «Красота неописуемая, – улыбаются золотошвейки, – раньше кто-то из нас шил, другой вязал, третий рисовал, но эту технику не сравнить ни с чем. Когда видишь изображение, как вот с той жар-птицей, сложно представить, что можно ее вышить золотом, и так красиво. Конечно, воссоздать Божью тварь так, как ее создал Господь, у нас не получится, но ее изображение прекрасно».

Вышитая золотой нитью птица слепит глаза своими переливами. Фото Надежды Уваровой.

«Вышивка золотом пришла в Россию из Византии, с принятием христианства, – рассказывает Наталья. – Как самый красивый вид искусства, она использовалась в храме. Золото имеет огромное духовное значение, оно символизирует Божественный свет. Священное Писание сравнивает его, испытанного горнилом, с душами мучеников, пострадавших за Христа. Драгоценный металл символизирует Царственность и Девство. Золотная нить, а раньше она была действительно золотой, то есть делалась из расплющенного золота, выкладывалась поверх ткани. Отсюда и пошла техника – все золото остается на поверхности, а внутри ткани – хлопчатобумажная нить. Сейчас это называется золотным шитьем. Нить металлизированная, разноцветная. Современные вышивки можно даже стирать».

Работа очень кропотлива. требует усидчивости и времени. Фото Надежды Уваровой.

В золотном шитье два основных шва, объясняют мастерицы. Вообще их, конечно, несколько сотен, но эти наиболее распространены – кованый и прикреп. Вышивка шнурком дает легкие, изящные узоры. Некоторые изделия очень трудоемки, на вышивки уходит до полугода. Например, создание светотеней, переливов, блеска – это целое искусство, создается мини-скульптура, как бы основа.

Раньше мастирицы вышивали чистым расплющенным золотом, сейчас вот такими нитями. Фото Надежды Уваровой.

«Мы перепяливаем пяльцы, наслаиваем вышивки друг на друга, – говорят рукодельницы, – зато достигается нужный эффект объема, который существовал и в древние времена. На один квадратный сантиметр тратится примерно сто стежков. Чтобы получилась великолепная работа, уходят часы, месяцы, но время летит незаметно. Если ты посвящаешь себя только золотному шитью, то рабочий день длится по 16-18 часов».

Вышитые золотом мешочки, закладки и шкатулки для святынь. Фото Надежды Уваровой.

Принято считать, что такая работа требует невероятной усидчивости, что она очень трудна. Это не совсем так, уверяет Наталья. Конечно, положение тела зафиксировано, в одной руке пяльцы, в другой игла, нужно просто иногда вставать и делать зарядку, чтоб тело не затекало.

Вышитый золотом иконостас. Фото Надежды Уваровой

«Я прочитала как-то, когда еще начинала вышивать, что одна золотошвейка лечила людей с помощью шитья, – говорит Наталья. – Очень заинтересовалась тем, как это происходит. И сама нашла объяснение: если к готовой работе поднести свечу или какой-то другой источник света, вышивка мерцает, бликует, переливы светотеней помогают глазам отдохнуть, зрачок моментально реагирует на это. Всего несколько минут – и они перестают слезиться и болеть. Теперь я сама даю глазам отдохнуть таким способом, своеобразной зарядкой».

   
   
Объемные вышивки требуют еще большего труда. Фото Надежды Уваровой.

В старину на Руси златошвейки работали только с молитвой. Каждый стежок сопровождался молитвой – входит иголка, мастерица произносила: «Господи», выходит – «Благослови». И сейчас, уверены мастерицы из Миасса, их увлечение помогает быть ближе к Богу.

Смотрите также: