Челябинская область, 23 января - АиФ-Челябинск.
За ответами мы обратились к профессору кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Южно-Уральского госуниверситета Татьяне Махровой, которая недавно была удостоена губернаторской премии за вклад в изучение истории казачества Южного Урала.
Мальчикам на справку
- Почему вы увлеклись историей именно казаков? Они были среди ваших предков?
- Нет. Просто раньше это была вообще неосвоенная тема. А меня интересовало, как жили казаки, совмещая и хозяйство, и военную службу. Государству это было выгодно: они жили на границе, охраняя её, а попутно пахали, находясь на самообеспечении. Вся эта система работала, пока в России не вступили в силу рыночные отношения, и тогда казаку стало тяжело конкурировать с крестьянином.
- Вроде всегда считалось наоборот: казаки были более зажиточными.
- Всё сложнее. У Оренбургского казачьего войска, куда входили и южноуральские казаки, имелся огромный земельный ресурс. И выгода была не только в сельском хозяйстве. Например, земля сдавалась в аренду для добычи золота. Конечно, то, что в недрах, принадлежало государству, но до этих недр ещё надо было ведь добраться. В год войско за это получало не менее 35 тыс. рублей. Были запашные магазины, где хранилось продовольствие на случай чрезвычайных ситуаций. Существовала и общественная запашка, где каждая семья обязывалась отработать определённое количество часов.
Каждому казаку полагалось где-то по 30 десятин земли (десятина - чуть больше гектара), тогда как у крестьянина обычно было не более десяти. Но всё зависело ещё и от расположения. Около Челябинска и Троицка места считались более плодородными, там участки были меньше. А вот в засушливых южных землях нарезались участки покрупнее.
- Владения вполне солидные. Почему же казаки оказались не готовы к рынку?
- Они были прежде всего воинами. Не надо забывать, что каждый казак на службу должен был явиться с конём, в полном обмундировании, с оружием. Правда, на вооружение шли госдотации, но всё равно на человека требовалось около 300 рублей (это называлось «справка»), и деньги приходилось отрывать от хозяйства. Но всё-таки община очень помогала. К примеру, при рождении мальчика на него из войсковой казны откладывалась определённая сумма на ту же справку.
- Похоже на то, что практикуется ныне в некоторых восточных эмиратах. Но кто же обрабатывал землю, если мужчины уходили на войну?
- Уходили не все подряд, были так называемые первая, вторая, третья очереди. Община помогала семьям, откуда ушли мужчины. Просто, когда на границах империи воцарилось спокойствие и настала эпоха капитализма, казаки уже в середине XIX века ощутили, что приходит время денег, а не шашек с нагайками.
Премия за рожь
- И насколько наши казаки оказались умелыми хозяйственниками?
- Войсковое руководство старалось всячески помочь тем, кто решил всерьёз заняться землёй: приобреталась льготная сельскохозяйственная техника, приглашались с лекциями специалисты, работали агротехнические школы, где рассказывалось, например, как разводить пчёл, обрабатывать пух и вязать из него. Выделялись премии за высадку той или иной культуры в нужном количестве - ржи, проса.
Если бы не Первая мировая война и дальнейшие события, возможно, казачьи хозяйства крепко встали бы на ноги, из кооперативов доросли до крупных компаний.
- Южноуральские казаки чем-то отличались от своих собратьев?
- Главное отличие в том, что Оренбургское казачье войско было создано государством, а когда государство вкладывает во что-то деньги, то обычно жёстко регламентирует все правила. Поэтому у наших казаков, скажем, существовали более серьёзные ограничения для пришлых (их называли иногородними).
С другой стороны, иногородним разрешали арендовать усадьбы, земли. Это был ещё один источник дохода для войсковой казны, а также возможность для тех семей, которые не могли обрабатывать всю землю, получать какие-то деньги.
Люди, которым не всё равно
- То есть уже к началу XX века стало ясно, что многие казачьи порядки устарели. А как же нынешние казаки - не анахронизм ли это? Некоторые вовсе считают это взрослыми «играми в индейцев».
- Нет, я так не считаю. Анахроничные черты можно найти в любой организации, даже в партии. Знаете, доныне идёт много споров - считать казаков отдельным этносом или нет. И мне больше всего понравилось определение Михаила Веллера: «Казаки - это люди, которым не всё равно». То есть это часть гражданского общества.
- Под гражданским обществом у нас обычно принято считать либералов, западников, тогда как казаки воспринимаются как реакционная сила.
- Это неправильно. По моему убеждению, члены гражданского общества - прежде всего те, кому не всё равно, что станет с родиной, будущим страны, их близкими. Казаки такие и есть.
- Какие же казачьи ценности стоит и другим взять на вооружение?
- Патриотизм, знание своих корней, истории семьи. Это то, чего всем нам не хватает.
- А как вы относитесь к идее создания казачьих патрулей? Её восприняли в обществе очень неоднозначно.
- Это начнёт работать, если такие патрули станут частью государственной службы. Тогда и сами граждане будут серьёзнее к ним относиться. В некоторых регионах даже действующие на общественных началах патрули показали свою эффективность. Кстати, не надо думать, что ходят чубатые хлопцы с нагайками и в штанах с лампасами. Одежда у них обычная, военная.
- Но проблема, получается, в том, что, в отличие от прежних времён, государство - само по себе, а казаки - сами по себе?
- В чём-то - да. Казачье войско сейчас существует как некоммерческая организация. Ещё когда началось возрождение казачества, главным требованием стало возвращение земель, то есть того, за счёт чего прежде войско и существовало. Но сейчас это нереально. Государство может казакам выделять землю на тех же правах, что и, к примеру, фермерам. Но даже если выделить землю - большой вопрос, смогут ли казаки конкурировать с крупными хозяйствами. Дилемма, по сути, та же, что и сто лет назад: или продукты создавай, или границу охраняй.
Смотрите также:
- «Неправильная империя». Запад ввёл первые санкции против России в XIII веке →
- Идеократический путь. Если бы Индия захотела жить, как США, мир бы рухнул →
- «Неправильная империя». Историк – о прошлом и будущем России →