Как известные россияне встречали Новый год

Известные исторические личности, отмечая Новый год и Рождество, получали не меньше удовольствия, чем простые обыватели.

   
   

Цари, как водится, гуляли по-царски. Например, великий князь Иоанн III Новый год признавал праздником только для себя, а не для сограждан. В 1492 г. он повелел считать началом церковного и гражданского года 1 сентября и в этот день...  платить дань и оброки. А сам являлся в Кремль и лично принимал от «люда» жалобы и челобитные. Зато Пётр I празд­ники уважал. После боя колоколов в Успенском соборе он поздравлял всех с Новым годом, дарил по яблоку, а затем запускал в небо шутиху. Придворные следовали его примеру - зажигали салют и смоляные бочки. Екатерина II встречала Новый год в окружении придворных на маскараде, который 31 декабря устраивался в Зимнем дворце. Николай I на главной царской ёлке в Царском Селе и в Гатчине самолично надевал костюм Деда Мороза и поздравлял своих подданных.

Скелетцы на ёлку

В писательской среде к торжеству подходили более творчески. Лев Толстой, несмотря на любовь к аскетизму, зимние праздники жаловал, более того, в семействе Толстых были свои новогодние традиции. «Тол­стые всегда отмечали Рождество и Новый год, - рассказала «АиФ» Татьяна Комарова, ведущий научный сотрудник Дома Тол­стого. - Лев Николаевич остался сиротой, его воспитывали тёти и бабушка. В 1870-е годы, когда были ещё живы его тётки, накануне Рождества к ним в дом всегда приезжал священник из приходской церкви, совершал службу в зале. А потом устраивали ёлку. Когда уже у самого Льва Толстого появилась семья, подготовку к этим праздникам начинали заранее. Жена Льва Николаевича, Софья Андреевна, собирала лоскутки, скорлупу грецких орехов и с детьми делала игрушки на ёлку.

Покупались голенькие куколки (они назывались скелетцы), их одевали ангелочками, военными, зайчиками. Лев Николаевич всегда любил наблюдать за этими приготовлениями. В канун Рождества в зале ставили ёлку. Но детей туда не пускали. Только после службы двери распахивались и к ёлке приглашались яснополянские детишки - в том числе и из семей дворовых, прислуживавших графу. Каждый из них получал в этот вечер по подарку. А потом устраивался карнавал. Показывали спектакли, все, включая Льва Николаевича, переодевались в костюмы. А под Новый год семья Толстых собиралась у накрытого стола и ждала, когда старинные часы, купленные в Англии ещё дедом писателя, князем Волконским, пробьют полночь. Как только звучал 12-й удар, все поднимали фужеры с шампанским и поздравляли друг друга с Новым годом.

На все значимые праздники у Толстых пекли «анковский пирог». Его рецепт принесла в семью Софья Андреевна. Она была дочерью московского врача Андрея Берса, в дом которых был вхож профессор Анке. Он-то и передал юной Софье рецепт этого пирога. Это лаком­ство пекли из песочного теста с добавлением корочек лимона, разрезали на маленькие пирожные и подавали к столу».

Фёдор Достоевский хоть и был игрок и кутила, но Новый год порой предпочитал отмечать по старинке с роднёй. Вот как описывает младший брат писателя Андрей Достоевский в своих воспоминаниях 31 декабря 1864 года, проведённое в семье их сестры Александры Достоевской-Голеновской: «На другой день было 31 декабря. Мы были у Голеновских и утром, были и вечером, где встречали Новый год... Брат Фёдор был в отличнейшем расположении духа, равно как и все присутствующие, и мы возвратились домой далеко за полночь, как и подобало при встрече Нового года».

Посиделки у вождя

Владимир Ленин был занят пропагандой идей коммунизма, поэтому на ёлках побывал всего два раза в жизни, и то на детских, которые проходили в Сокольниках, в доме, где жила его соратница и жена Надежда Крупская. Эти новогодние визиты вождя мирового пролетариата позже описывались в детских книжках. А в 1960 году даже появилась почтовая марка, где было изображено, как дедушка Ильич возле ёлки играет с ребятнёй.

   
   

Иосиф Сталин перед Новым годом любил широко гульнуть и пригласить к богато накрытому столу не только своих соратников, но и артистов. А вот Леонид Брежнев и Никита Хрущёв отмечали эти праздники гораздо скромнее. «Как-то мне довелось отметить Новый год в компании тогда уже опального Хрущёва, - рассказал «АиФ» Виктор Суходрев, переводчик Никиты Сергеевича. - Наступал 1965 год, а Хрущёва, как вы помните, сняли в октябре 1964-го. В ту пору я дружил с его приёмной дочерью Юлой Леонидовной Хрущёвой, хорошо знал и его сына Сергея Хрущёва, дочь Раду и её мужа Алексея Аджубея. Сергей пригласил меня на Новый год к себе на ул. Станиславского. Были приглашены также Юла с мужем, Аджубей, туда приехали и Никита Сергеевич с Ниной Петровной. Устроили такие советские скромные семейные посиделки. Хрущёв после наступления Нового года сказал речь. Ближе к часу ночи он и Нина Петровна уехали, а мы остались отмечать дальше».

Борис Ельцин тоже встречал новогодние праздники в семье. Но иногда приглашал и поп-звёзд. «Однажды он позвал в свою резиденцию Валерия Леонтьева и Аллу Пугачёву, - рассказал «АиФ» друг Леонтьева Александр Богданович. - Но Валерий Яковлевич тогда потянул ногу и ходил на костылях. Так и приехал к Ельцину. Это очень веселило Аллу Борисовну. Леонтьев, выходя из машины, костыли отставил, но их подхватила Пугачёва и пошла, смеясь и хромая, с одним костылём».

Смотрите также: