Куклы из детства. Преподаватель Татьяна Аблизова собирает коллекцию советских кукол

   
   

Это письмо, что называется, позвало нас в дорогу, в гости к автору.

 «Очень жаль, что на блошке больше не торгует одна женщина, - написала Татьяна. - . Она около года назад торговала там старыми куклами и игрушками - был практически «отдел игрушек». Игрушки ей несли, она их приводила в более сносный вид (на её взгляд) и продавала. А у меня дома тоже есть кусочек СССР - довольно большая коллекция советских и гэдээровских кукол. Часть из них куплена на той же блошке по бросовым ценам, часть подарена, часть найдена».

Пупсы не взрослели

Ну вы все помните, конечно, что это за куклы. Волосы у них такие... паклеобразные, щёчки пухлые, ручки и ножки толстенькие, талии вовсе нет, и на ногах - тапочки. Звали их Маша, Лиза, Нина и Марина. Куклы-мальчики были почему-то в большом дефиците, примерно один к двадцати, и, как правило, оставались законченными пупсами, то есть не взрослели. Помню, в магазине «Олимп» на Северо-Западе Челябинска эти куклы образовывали дружный ряд на полочках и стоили где-то от трёх рублей.

Выпросить куклу удавалось только по большим и серьёзным поводам, например на день рождения. К концу детства кукол набиралась уже целая компания, и среди них была непременно одна самая любимая, например Мальвина. Ну а что потом? Вот лично вы куда подевали свою лучшую куклу - помните? У меня в живых не осталось ни одной. А вот у Татьяны Аблизовой, преподавателя менеджмента в ЧелГУ, осталась пара-тройка, и с них началась её кукольная коллекция.

- Я не давала выбрасывать ничего из своих вещей, - улыбается Татьяна. - Ходила, ныла, устраивала истерики, и мама, чтобы со мной не связываться, мои игрушки не трогала. Так и лежали на антресолях.

Года четыре назад случилась выставка советской игрушки в нашем краеведческом музее. Татьяна там побывала, вдохновилась, выудила из маминых закромов свои детские куколки, вымыла, расчесала, приодела - и началась у «старушек» новая жизнь, коллекционная. Вот с тех времён уцелел, например, пупс с магнитиком во рту, что был когда-то куплен бабушкой аж в Москве.

К пупсу прилагались бутылочка молока и ложка каши. От каши умный мальчик голову отворачивал, а к бутылочке поворачивал - вот сила магнитного поля! Жаль, что не дожили до наших дней ни бутылочка, ни ложка. Или вот из детства кукла Грета, гэдээровская, куплена дядей «по блату»! Такие заграничные фрау были сказочным богатством у советских детей. У немецких кукол другое выражение лица, эмоциональное, реснички густые и фигура более... фигуристая, - это было счастье, такая кукла!

   
   

Теперь у Татьяны таких гэдээровских девчушек несколько и, кроме них, ещё порядка ста всевозможных кукол разных народов, сделанных в СССР. Они не уместились даже на диван, куда были торжественно усажены для съёмок. Имён на них на всех не напасёшься, а вот историю каждой Татьяна, конечно, помнит в деталях. Вот, к примеру, негритянка производства фабрики «Ленигрушка» - великолепная, фактурная весёлая африканка. Советские дизайнеры почему-то стеснялись делать сексуальными соотечественниц, а вот чернокожие красотки получались очень даже. За негритянкой Татьяна охотилась в Интернете и купила за 350 рублей, чем страшно довольна.

- Куклы попадают ко мне по-разному, - рассказывает она. - Кто-то дарит, что-то ловлю на блошке, что-то на сайтах. А ещё у меня есть куклы, которые мы просто нашли в бывшем детском саду.

По наследству от детсада

Год назад в новостях передали, что в Шаголе закрыли сад, здание готовилось под снос. Татьяна взяла подругу и отправилась туда. На пустых верандах буквально под ногами нашли сломанные, голые сокровища.

- Мы сделали две ходки, - смеётся Татьяна. - Притащили коробки три-четыре старых игрушек. Шли через поле пешком, как будто с коробками грибов. Во второй раз встретили там заведующую, она была нам так признательна за то, что мы заберём уже никому не нужные игрушки. Вот эта кукла, например, превратилась просто в связку запчастей: голова отломана, глаза в разные стороны, ноги-руки отдельно. Я её починила, и теперь она «стреляет глазками» - флиртует.

С блошиного рынка приехала к Татьяне единственная в коллекции шагающая кукла: её тянешь за руку - она идёт и головкой вертит.

Есть куклы, которые пищат, когда их опрокидываешь, есть на шарнирах - тоже большая редкость, чтобы сгибались руки и ноги, есть десяток голубоволосых Мальвин, Золушки, украинки-эстонки-цыганочки и кривоногенькие бэбики-пупсы. Как правило, попадают они в этот дом голыми, Татьяна шьёт и вяжет им наряды вплоть до обуви и нижнего белья. Самые дешёвые - 10 рублей, самая дорогая - 350. В Интернете на специализированных сайтах есть экземпляры и за несколько тысяч. Полагаю, лет через пятьдесят все советские игрушки законно перейдут в категорию «антиквариат» и любовно собранные ностальгические коллекции станут семейным достоянием.

Татьяна Аблизова пока об этом совсем не думает - она просто любит кукол. Напоследок, специально для нашего проекта решили собрать искусственную советскую ёлку, за которой 30 лет назад маленькая Таня стояла с мамой в очереди в магазине «Рассвет» и которая была счастливо куплена аж за 20 рублей, а буквально вчера ночью извлечена с балкона. Конструкция оказалась очень жизнестойкая, на металлическом стержне и деревянной крестовине, -

это вам не китайские подделки. На лапы помещаются хрупкие блестящие советские шары, у подножия - немножко облезлая парочка из папье-маше Дед Мороз со Снегурочкой, вокруг сидят сто кукол из несуществующей страны. И нам кажется, что у нас получилось на минутку вернуться в детство.

Больше фото - ЗДЕСЬ.

Смотрите также: