Списали Брокгауза. Букинист обвинил библиотекарей в продаже книг

   
   

 Сотрудникам было что ответить. «Мы вынуждены это делать, потому что их негде хранить: библиотеки в аварийном состоянии».

- Сейчас книга погибает. Вы понимаете это или нет?! - громко заявил челябинский букинист Михаил Смолин в пресс-центре газеты «Аргументы и факты - Челябинск». - Наступил период гибели книги, чтобы сейчас ни говорили представители Челябинской областной универсальной публичной библиотеки. Они - одни из зачинателей гибели книги, - не останавливался Михаил Васильевич. - У меня есть ксерокопия приказа Савостиной (бывший директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки - прим. авт.) о продаже 12 экземпляров словаря Брокгауза и Эфрона.

Всего продали 86 томов. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века сотрудники библиотеки через депозитарий «прогнали» всё что можно, начиная периодикой и кончая отечественными авторами. Сейчас собираю книги издательства «Академия», и мне из Мурманска присылают книгу, где на 17-й странице стоит печать нашей публичной библиотеки (в виде оттиска жука скарабея - прим. ред.): «Разрешено к продаже».

Доходит до безобразия. Приносят мне книжку 1952 года в отличном переплёте: Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Открываю - на 17-й странице стоит штамп Челябинской областной научной универсальной библиотеки. Но титульного листа нет. А почему? Потому что сотрудник депозитария титульный лист вырвала для отчёта в бухгалтерию. Это коварство!

Уничтожены все технические библиотеки города на 90%. Я единственный в Челябинской области букинист. У меня магазин классический, построен по классическому типу: я книги покупаю и продаю каждый день. Книги спасаю таким образом. А что говорить про библиотеки: они уничтожают книги.

Хорошо, что между хрупкими сотрудницами Челябинской областной универсальной научной библиотеки и Михаилом Смолиным на пресс-конференции сидел старший научный сотрудник Центра историко-культурного наследия Челябинска Владимир Боже. Он попытался сгладить ситуацию:

- Это условие существование библиотеки, - ответил Владимир Стейгонович. - Чтобы хранить книги, нужны помещения. А библиотека находится в аварийном состоянии уже на протяжении многих лет. И когда стоит выбор: либо комплектовать новую литературу, либо списывать дуплеты (повторные экземпляры книг - прим. ред.), то списываются дуплеты. Это компромисс.

   
   

Владимир Боже прекрасно понимает переживания Михаила Смолина, но к этому процессу относится как к неизбежному:

- Я недавно выступал в юношеской библиотеке. Там зафиксировали такой процесс: жители Челябинска стали активно сдавать книги в библиотеку. Потому что новое поколение привыкло к другому. Происходит переход бумажной книги в электронную. К букинистам он относится как к умирающему виду. Интересно, а как мы будем через несколько лет относиться к печатной книге?

Смотрите также: