Такой издевательский порядок надо было придумать. Даже для наших закалённых мамочек - тех самых, кто с ребёнком в животе вставал уже в очередь в детский сад, в 7 утра лютым морозным январем толкался в очереди за талончиком к врачу, собирал десятки глупых справок, чтобы получить 250 несчастных «детских» рублей, стирал километры детсадовских штор и раскрашивал веранду на участке - даже для них новый аттракцион «Запишись в 1 класс!» стал сюрпризом.
Курсы и взносы незаконны
Что придумали? Придумали, казалось бы, законную штуку: чтобы все дети пошли в 1-й класс ближайшей школы, а попросту - ходили бы в школу по прописке. К каждой школе «приписано» энное количество домов - всё очень удобно, всё отлично. Мы в свои 80-е именно так в школу и поступали. Однако пока в стране строили капитализм, школьная система тоже некоторым образом развивалась, в результате школы разделились на престижные и обыкновенные. Есть лицеи, гимназии, экспериментальные площадки, а есть школы по месту жительства. И отличаются они не только уровнем преподавания, но даже запахами в туалетах и лицами охранников.
Стало традицией отдавать будущего первоклашку на подготовительные курсы в ту школу, которую заботливые и ответственные родители присмотрели и считают подходящей. Ребёнок по воскресеньям учится на весёлых уроках, чего-то там постигает, привыкает к школе, демонстрирует успехи - и поступает в 1-й класс. У менее тревожных родителей, впрочем, тоже не было никаких проблем с определением ребёнка в 1-й класс. Они приходили, и их записывали в ту самую школу по месту жительства, и не было в городе ни одного случая, чтобы какому-то ребёнку было вдруг отказано в праве на образование. Потому что, как правило, престижная школа одна на несколько микрорайонов, а в округе есть пара-тройка попроще.
И вот такая складная схема дала сбой. Подготовительные курсы не имеют значения, вступительные испытания для детей незаконны, родительские взносы тоже незаконны. Теперь в любую школу записывают в порядке живой очереди, без учёта, кто там учился на подготовительных курсах, а приоритет - тому, кто по прописке. То есть, как в детский сад, как в поликлинику, как во все наши милые социальные учреждения - в очередь, сукины дети!
Кто первый - того и тапки!
Родители в панике строят планы, как за сутки прийти дежурить, кто кого будет менять, кто подвозить бутерброды и можно ли бабушку на всякий случай поставить в очередь в другую школу с дубликатами документов? Что делать в этом первобытном хаосе под названием «живая очередь»? Речь ведь идёт даже не о талончике к врачу, будь он неладен, который не взял сегодня, ну придешь на следующее утро. Речь об образовании, значение которого сейчас никому обосновывать не надо. Всем хочется, чтобы ребёнок с самого старта полюбил учиться, чтобы он почувствовал вкус к новому, чтобы Марь-Иванна была душевная, а в школе было бы уютно - и разве можно обвинять родителей в том, что они хотят чего-то лишнего, неположенного?
Оказывается, это как раз лишнее и не положено. Нет у государства ни ресурсов, ни воли сделать все школы именно такими, желанными. А раз нет, значит, сделаем очень просто, как в совдепии: подравняем всех родителей. Кто первый встал, того и тапки!
Да, правила нынешние, может быть, кривоваты, наверняка незаконны и коррупционны, но это адекватный ответ на систему, в которой существуют весьма и весьма разные школы. Более того, это капиталистический ответ: за качество, знаете ли, положено платить, это нормально. Но наше родное государство умеет включать прокурора только там, где ему удобно. Раз у нас не могут все школы давать достойный уровень образования, значит, не доставайся же ты никому, точнее, доставайся тому, кто продежурил на крыльце ночь! Ну не абсурд?
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы спрогнозировать, к чему приведет эта унизительная живая очередь. Самые ушлые родители протопчут дорогу к директору, и тарифы за обучение в популярных школах только вырастут.
Смотрите также:
- «Без мужчин всему не научишь». О воспитании школьников и их родителей →
- Не кричать, не исключать. Как найти управу на школьного хулигана →
- Колонка читателя →