Почему нас не пугают ни лесные пожары, которые бушевали по всей области этим летом, ни нашествия тутового шелкопряда на южноуральские леса, ни «обезвоживание» наших городов? Не говоря уже о выбросах в атмосферу металлургических гигантов и не гигантов - к этому мы просто привыкли за многие десятилетия.
Да потому, что мы дремучи в области экологии и беспечны, считаем, что природа все стерпит. У сотрудника Института проблем экологии и эволюции РАН Леонида Рыбалова на этот счет иное мнение.
Хлор отнимает 6 лет
- Южный Урал относится к самым экологически проблемным территориям?
- Если посмотреть на спутниковую карту нарушенности нашей страны, то вы обнаружите, что 60 процентов всей территории России остаются экологически чистыми — почти вся Восточная Сибирь, Карелия, Средний и особенно Северный Урал... Но это благодаря тому, что там не живет человек. Однако процентов 10 территории страны, в том числе и Южный Урал, относится к промышленному «черному поясу» - самая грязь. Но здесь живет 75 процентов населения!
- И потому мы занимаем одно из последних мест в мире по уровню жизни?
- 57-е место. По продолжительности жизни мы отстаем от японцев, например, на 20 лет. И причина не только в бедности и пьянстве, я называю это шумовым прикрытием истинных причин. Главная причина — экология, ужасная вода, богатая либо органикой, либо железом, да еще и с хлоркой, а также низкое качество продуктов питания.
- Что будет, если воду не хлорировать?
- Хлорирование нужно заменить озонированием, это окупится очень быстро. Но, самое главное, только за счет этого продолжительность жизни человека сразу увеличится на шесть лет. Хлорка даже при кипячении полностью не исчезает, вот почему большое число россиян погибает от рака почек.
- Но сегодня популярны бутилированная вода, всевозможные фильтры...
- Бутилированную воду позволить себе могут люди с достатком, хорошие фильтры стоят еще дороже. А угольные фильтры улавливают только некоторую муть и немного органики, хлор — нет. Один из способов для выхода хлора — набрать воду в емкости и три дня ждать, когда он улетучится. Кстати, ученые США уже заявили, что качественная пресная вода будет ресурсом номер один через 10-15 лет во всем мире. Чистой воды не станет по причине полигонов бытовых отходов. Сегодня лишь жители некоторых стран Европы и Канады, прежде чем отправить мусор в контейнеры, сортируют его.
Мы в этом плане сродни США и Китаю, где отходы не сортируются, а складируются на полигонах. Когда территория страны большая, то возникает иллюзия, что все растворится и исчезнет само собой. Но пластик, который сегодня составляет большую часть бытового мусора, - это не бумага. Он не только медленно разлагается, но, разрушаясь, превращается в токсичные яды. Они накапливаются в почве, потом переходят в воду, с грунтовыми водами попадают в артезианские, а потом в наш организм.
Пожары – это только начало
- Еще одной огромной проблемой стали лесные пожары. У нас они тоже бушевали все лето...
- Пожары — следствие уничтожения государственной службы охраны лесов. Раньше лесник раз в десять лет опахивал территорию своего участка, получалась нормальная лесозащитная полоса, через которую огонь никогда не пройдет. А поскольку и службу ликвидировали, и технику отобрали, конечно, экологи сразу предположили, что в первый же сухой год леса наши начнут гореть, потому что некому их беречь, поддерживать, охранять. Частный инвестор заботится только о том, как вырубить и продать...
А на востоке Москвы, тем временем, продолжает тлеть торф. Чтобы его загасить, тянут трубы и льют воду, но торф не смачивается, хоть миллионы тонн воды лей. Он гасится сам собой, когда начинаются осенние дожди и снизу подходит грунтовая вода. Виктор Иванович Данилов-Данильян, зная эту ситуацию и опыт финнов, предложил следовать их путем: выяснить, куда вода течет, где происходит дренажная система сброса, и в этих местах выстроить систему плотин. В результате в ноябре вода начнет подниматься, погасит торфяные пожары, а весной она не уйдет, оставаясь в пределах торфяника.
- Но эта схема не была принята?
- Нет, потому что она обошлась бы бюджету всего в миллион рублей, а трубы с военизированными отрядами и кучей насосных станций обойдутся в миллиард... Так что, пока принят жуткий проект, который ничего не решит.
Уральские горы сегодня во многих местах стали «лысыми» уже не по вине металлургических комбинатов, а потому что леса вырублены.
Правильно, этого и надо было ожидать. Ведь никто же не приходит к этим бизнесменам и не говорит, что они на место вырубленных лесов должны насадить новые. В бумагах на аренду не прописаны нормы по восстановлению леса. Поэтому никто об этом не будет заботиться.
- В этом году мы писали еще и о нашествии на наши леса тутового шелкопряда.
- Лесные пожары — это только начало катастрофы. Цепочка будет развиваться. Если сгоревшие леса не уберут вовремя, то на следующий год в этих местах возникнут очаги стволовых вредителей, которые затем перекинутся на здоровый лес. Остается лишь надеяться, что нынешняя ситуация с пожарами изменит отношение чиновников в проблеме. Но пока политики не слышат экологов.
Кстати, как вы относитесь к информации, которой жонглировали этим летом некоторые СМИ, что нынешняя засуха — результат воздействия американского экологического оружия?
Как к глупости. Не надо никакого оружия. Надо внимательно посмотреть на нашу планету — сколько территории распахано под поля, сколько вырубили лесов... Рубят леса ведь не только в России, но и в Африке, а климат меняется в Европе. В России осушают болота, а климатическая ситуация меняется в Казахстане и Китае — вот вам реальные связи. На планете все меняется и меняется в худшую сторону. Поэтому число аномалий будет только расти, природа вышла из-под контроля и вот так начала себя проявлять.
- Заболевание уральцев лихорадкой западного Нила — из той же цепочки?
- В прошлом году были такие случае на Волге, в Краснодарском крае. Заболевание пришло из Африки, где одна из самых зараженных стран — Эфиопия. Причина — полное уничтожение ландшафта, грязные водоемы, превращенные в канализационные стоки. Там множатся вирусы, которые потом атакуют Европу, вот появились и в России.
Они разносятся в том числе и птицами, которые зимуют в Африке, а потом летят по всему миру. Через птиц заражаются комары, а потом заболевание переходит к людям. Причем, это одно из новых для нас заболеваний, против которого пока не выработано медицинских препаратов.
- Такое впечатление, что большая часть россиян считает: до «экологической помойки» нам еще далеко.
- Недолго осталось. Европейцы это поняли раньше нас, потому что у них страны маленькие, и за последние 20 лет сильно поменяли мировоззрение. Там сегодня на всех телеканалах, во всех СМИ идет мощная реклама и пропаганда - экологизация населения достигает практически ста процентов. А мы надеемся, что у нас территория большая, что природа все выдержит. На самом деле, это не так.
Работая в Институте проблем экологии и эволюции много лет, я не только дипломниками занимался, не только ездил в научные экспедиции по всему миру, но очень много и по России. И теперь часто бываю в Сибири. Занимался и занимаюсь проблемами ландшафтов, биоразнообразия, оценкой воздействия на среду нефти и газа, пестицидов, выбросов негативных веществ в атмосферу. У экологических проблем есть пороговое значение.
Досье:
Леонид Борисович Рыбалов. Кандидат биологических наук, эколог, географ, зоолог, сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН.
Родился в Москве. Окончил МГУ, аспирантуру Института проблем экологии и эволюции, защитил кандидатскую. Продолжает работать в этом институте, был участником многих международных научных экспедиций в Сибири, Карелии, Африке, Юго-Восточной Азии, странах Тихого и Индийского океанов.
Работал в Германии, Чехии, Польше, Финляндии, Эфиопии, Вьетнаме, в Канаде и на Сейшельских островах. Около 100 научных работ, в том числе учебно-методических пособий. Преподает в вузах Москвы и их филиалах в регионах России.
Смотрите также: 60 глаз и присоска вместо рта. Каких чудовищ рождает мать-природа?