«Тот самый шанс». Где и как осужденные южноуральцы могут исправиться

Сегодня в Челябинской области два исправительных центра и один участок при исправительной колонии. © / пресс-служба ГУФСИН по Челябинской области

Ежечасно в мире совершается около 200 тысяч преступлений, по данным экспертов. Их расследуют – преступников наказывают. Одни попадают за решётку, другие несут наказания, не будучи изолированными от общества. И с каждым годом последних всё больше, по словам заместителя начальника ГУФСИН России по Челябинской области Эдуарда Гельмеля.

   
   

Заслужить смягчение наказания

Chel.aif.ru: Эдуард Иванович, некоторые юристы считают, что это некий вариант прощения. Вы согласны?

- Отчасти с этим можно согласиться. Взамен реального срока суд предоставляет осужденному условный, оставляя его на свободе. Однако изо дня в день его поведение контролируют сотрудники уголовно-исправительной инспекции. Суд может возложить любую обязанность на осужденного, способствующую его исправлению, –  возместить ущерб, не менять место работы без уведомления уголовно-исправительной инспекции (УИИ), пройти курс лечения от алкогольной или наркотической зависимости, трудоустроиться, не посещать определенные места и т.д. Если осужденный нарушает возложенную на него обязанность, наказание могут ужесточить и отправить его в места лишения свободы. Но если осужденный своим поведением доказывает, что он заслуживает того, чтобы это наказание с него снять еще и досрочно, то происходит именно так. Это и есть тот самый шанс, который должен быть в жизни каждого человека. Шанс исправиться и стать законопослушным гражданином.

И какова же тенденция на практике. Больше тех, кто исправляется, или наоборот?

Гельмель Э.И.: Ежегодно через УИИ и исправительные центры (ИЦ) Челябинской области проходит более 30 тыс. человек. Основная часть лиц, состоящих на учете, соблюдает установленные правила и ограничения, но, к сожалению, есть и те, кто допускает нарушение закона.

«Кто на песчаный карьер?»

7 мая 2024 года исполняется 105 лет с момента образования учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. Что представляет сейчас система альтернативных лишению свободы наказаний?

–  Если говорить о структуре, то в ГУФСИН России по Челябинской области два крупных подразделения. Во-первых, это Уголовно-исполнительная инспекция, в состав которой входят 36 филиалов и отдел исполнения наказаний. Штат сотрудников – более 400 человек. За год через УИИ проходит чуть более 30 тыс. подучетных лиц, есть среди них и несовершеннолетние. УИИ контролируют прохождение осужденными обязательных работ, исправительных работ, соблюдение ограничения свободы. Под контролем инспекции условное осуждение, отсрочка отбывания наказания (в том числе может применяться к лицам с алкогольной или наркотической зависимостью, чтобы перед отбыванием наказания они принудительно прошли лечение), а также осуществляется контроль за мерой пресечения в виде домашнего ареста,  запрета определённых действий, залог, взыскание причиненного преступлениями ущерба и т.п.). Проводится воспитательная и психологическая работа с осужденными. Основная задача – сделать так, чтобы люди встали на путь исправления и не совершали повторно преступлений.

   
   
Уголовно-исполнительная инспекция, в состав которой входят 36 филиалов и отдел исполнения наказаний. Фото: АиФ-Челябинск/ Пресс-служба ГУФСИН России по Челябинской области

Уголовные наказания, не связанных с изоляцией осужденных от общества, исполняют также исправительные центры. Ежегодно через них в регионе проходят порядка полутора тысяч осужденных, а трудятся здесь 130 сотрудников.

Сегодня в Челябинской области два исправительных центра и один участок при исправительной колонии. Данный вид наказания относительно молодой, поскольку реализуется с 1 января 2017 года, при этом принудительный труд как альтернатива лишению свободы широко применялся еще в советской пенитенциарной системе.

–  Это как в комедии Гайдая: «Кто хочет поработать? Кто на песчаный карьер? Цементный завод? Погрузка угля? Уборка конюшен?..»

– Верно. Сегодня лица, осужденные по небольшой и средней тяжести, или те, кто отбывал наказание в местах лишения свободы и своим поведением заслужили смягчение наказания, по решению суда в рамках требований ст. 80 УК РФ могут быть направлены на принудительные работы. Они проживают в общежитиях исправительных центров, носят гражданскую одежду, у них есть право пользоваться средствами сотовой связи, иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими. Главная их обязанность – трудиться и возмещать ущерб, причиненный совершенным преступлением. На администрацию учреждения возлагаются обязанности по контролю за правилами внутреннего распорядкасего – она должна контролировать убытие осужденных на работу и прибытие с работы. Осужденные могут посещать магазины, близких и родственников, но с разрешения и под контролем администрации. Кстати, есть такие примеры, когда осужденные своим поведением и добросовестным трудом заслуживают смягчения наказания, и если у них в том же районе, где находится исправительный центр, есть семья, они могут проживать с семьей, а не в общежитии. Этот вид наказания несет хорошую воспитательную функцию – приучает осужденного трудиться, самостоятельно себя обеспечивать. Они также помогают материально своим близким. Зачастую после освобождения бывшие осужденные остаются работать на тех же предприятиях.

«Осужденные – прекрасные работники»

–  Правда, что такой вид наказания как принудительные работы растет самыми большими темпами?

–  По всей России сегодня создано порядка 60 тыс. мест в исправительных центрах. В Челябинской области на сегодняшний день создано более 800 мест. В 2023 году начал функционировать участок на базе ЧКПЗ, рассчитанный на 300 мест. Работа по расширению сети исправительных центров продолжается. В ближайшей перспективе во взаимодействии с  «Трест Магнитострой» на базе ИК-18 будет открыт участок еще на 196 мест.

–  Значит, бизнес заинтересован в привлечении осужденных в качестве работников?

–  Да, к нам поступает большое количество предложений от представителей бизнес сообщества. Наше взаимодействие с ними строится следующим образом: заинтересованное в сотрудничестве предприятие на своей базе открывает участок, оборудованный в соответствии с установленными требованиями,  мы принимаем его в безвозмездное пользование, а после направляем туда осужденных к принудительным работам. Таким образом работодатель получает дополнительные трудовые ресурсы. Не секрет, что дефицит кадров сегодня проблема повсеместная. На предприятии осужденных в обязательном порядке трудоустраивают, им ежемесячно выплачивается заработная плата. Сейчас у нас действуют два таких участка – на базе мебельной фабрики «Регина» в Еткульском районе и, как я уже сказал, на ЧКПЗ.

–  Правда, что домашний арест –  один из самых трудозатратных видов исполнения наказания?

–  Домашний арест – это мера пресечения, когда осужденного изолируют в домашних условиях, как правило, по адресу его проживания. На него накладывается ряд ограничений, а сотрудники УИИ контролируют их соблюдение. Например, не подает ли он пределы квартиры или дома, не пользуется ли средствами связи и т.д. Любой контроль требует и человеческих, и технических ресурсов. При домашнем аресте применяются технические средства контроля. Речь об электронных браслетах, с помощью которых дистанционно контролируются любые перемещения осужденных.

При домашнем аресте применяются технические средства контроля. Фото: АиФ-Челябинск/ Пресс-служа ГУФСИН России по Челябинской области

–  Говорят, что есть  рост запретов занятий определенной деятельностью?

–  Есть. Больше всего это касается лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и повторно преступивших закон.

–  Приговоры в отношении несовершеннолетних осужденных тоже вы исполняете. Сколько подростков в год проходит по учетам УИИ?

–  В 2023 году по учетам УИИ прошло порядка 300 подростков. С ними проводятся различные профилактические мероприятия, в том числе и во взаимодействии с правоохранительными органами, направленные на недопущение совершения повторных преступлений. Об эффективности этой работы говорит тот факт, что из года в год число преступлений, совершенных несовершеннолетними, снижается.

–  7 мая свой профессиональный праздник и 105-ю годовщину со дня образования отмечают сотрудники и ветераны пенитенциарных учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Что вы пожелаете коллегам в этот день?

–  Сотрудники УИС стоят на страже порядка. Они помогают оступившимся людям встать на путь исправления, быть  законопослушными гражданами и не совершать повторные преступления. Эта работа требует не только высокого профессионализма и колоссальной ответственности, но и большой личной самоотдачи. Она далеко не каждому по плечу. В ГУФСИН России по Челябинской области служат сотрудники, для которых профессия – это не просто работа, а настоящее призвание. Каждый их них –  грамотный специалист,  достойно выполняющий свои служебные обязанности. Я горжусь нашим коллективом и от всей души желаю коллегам новых профессиональных достижений, здоровья, добра и благополучия. С праздником!

Прообразом современных уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров стало Бюро принудительных работ, созданное в соответствии с циркуляром Народного комиссариата юстиции РСФСР в 1919 году при губернских и областных отделах юстиции, которое со временем было переименовано в инспекции исправительно-трудовых работ.

До 1999 года уголовно-исполнительные инспекции находились в структуре МВД России, затем им был присвоен статус учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России.