«Лавров неподражаем». Эксперт по этикету о эмодзи в переписке и босых ногах

Сергей лавров - эталон этикета. © / МИД РФ

Можно годами создавать свой имидж, трудиться над репутацией компании и в одночасье всё разрушить из-за вопиющей оплошности. Чего категорически нельзя делать, находясь в приличном обществе? Об этом chel.aif.ru рассказала эксперт по этикету Светлана Егунян.

   
   

«Ну как бы, наверно, можно и так!»

Наталья Зверева, chel.aif.ru: — Почему сегодня так важны навыки этикета? Почему нельзя себя вести как бог на душу положит?

Светлана Егунян: — Мы научились красиво одеваться, но иногда нам катастрофически не хватает знаний о том, как себя вести в том или ином месте, в том или ином обществе. Чтобы играть по правилам, всегда следует чётко понимать, куда ты идёшь и кто там будет. Тем более, если есть цель построить карьеру или как-то продвинуться по социальной лестнице. Играть не по правилам можно, но не всем и далеко не всегда. Например, деловой этикет подразумевает очень жёсткие правила. А нарушение протокольного мероприятия, церемониала чревато для участника разрушением карьеры, крахом компании в том числе.

Ведь часто бывает, что компания длительное время выстраивает свой имидж, но стоит появиться кому-то одному, кто скажет «Ну, как бы, наверно, можно и так!», и всё будет провалено! Чтобы этого не случилось, должны быть очень чёткие инструкции, должны быть правила, где прописана внутрикорпоративная этика.

С чего начинается этикет? Вот видишь ты человека впервые, как оценить, знает ли он хоть что-то об этикете?

«Встречают по одёжке», эта поговорка ведь не зря существует. Знание этикета снимает многие вопросы. Например, на пресс-конференцию в «АиФ-Челябинск» все приходят в деловых образах, в основном это контрастные светлые и тёмные тона — белый, кремовый, бежевый, серый, синий, коричневый, чёрный. Если бы кто-то пришёл в красивом красном костюме, у всех бы был вопрос: для чего? Если для важных переговоров женщина неверно подбирает аксессуары, это отвлекает от главного. Одно дело, если она это делает специально, вдруг у неё есть такая задача — отвлечь. Другое дело, если она просто не знает о дресс-коде. Зачастую имидж рушится из-за мелочей — не так оделась, не так повернулась, использовала не тот жест. Из-за того, что человек пришёл на переговоры одетый не по этикету, какие-то важные вопросы могут не решиться, с ним просто не станут их решать.

Кому протягивать руку?

Дресс-код — первое, а второе, следует полагать, манера приветствия?

   
   

Верно. Есть общепринятые правила. Когда я с партнёром, и к нам подходит другой человек, мой партнёр приветствует его. Дальше момент — протянуть или не протянуть руку? Казалось бы, протянуть руку — это вежливо. Но мало кто в курсе, что пожатие руки не всегда уместно. Иногда это даже доказывает, насколько человек не понимает, где он и кто он. Все мамы искренне радуются, когда их маленькие сыновья протягивают руки взрослым дядям, говоря, мол, «Я — Ваня!» или «Я — Петя!» Я всегда смотрю и думаю: печально. Печально, что мама не объяснила сыну с малолетства, что он не может протягивать руку взрослому человеку. Он может сказать только «Здравствуйте!» А вот когда ему протянул руку взрослый, тогда следует отвечать тем же. Если уже на этом этапе нивелируется разница в статусе, в возрасте, потом очень сложно что-то объяснить человеку.

Для рукопожатий тоже есть правила. Фото: freepik

Это правила, которые не про скачки, не про шляпки, не про вееры и не про правильно поставленную ножку. Это знания, ограждающие нас от перебора вариантов возможных действий. Плохо не знать, когда, где и что уместно. Могу сказать, что знание этикета сегодня весьма востребовано. У меня свой проект, посвящённый имиджу, развитию коммуникативных навыков. Я регулярно провожу встречи со школьниками, работаю с людьми в частном порядке, выступаю на различных форумах. И мой график расписан до февраля.

У кого вы учились?

Многие говорят, мол, есть же книги, есть интернет. Да, есть, но нередко информация там даётся противоречивая. Надо брать знания от практиков, которые всё пропускают через себя. Прежде чем выйти со своими знаниями на город, я прошла очень длительный путь. Моими учителями были мэтры всего того, что связано с дипломатическими приёмами, с международной дипломатией. Это люди, которые служили в королевских семьях. Счастлива, что успела быть ученицей Ивана Сергеевича Артишевского, занимавшегося вопросами дипломатии в мэрии Санкт-Петербурга.

«Сейчас буду как Лавров»

Вам, наверное, небезынтересно смотреть трансляции с политических мероприятий. Совершенно точно вы видите огрехи, которые допускают представительные личности...

Да, с удовольствием наблюдаю, кто как себя ведёт и как здоровается. То, куда кого поставили, куда посадили — с краю или к центру, это тоже знаки, сигналы, ты мне здесь нужен или сиди там подальше. Это такие шифры, которые можно раскодировать и очень многое узнать, даже если люди ничего не говорят. Из последнего запомнилось приветствие президента США: протягивая руку ровно на длину своей руки, он берёт руку оппонента и подтягивает её к себе резко, буквально рывком. Человеку, которому предстоит пожать руку Трампу, нужно подходить к нему ближе, чуть сокращать дистанцию.

Если говорить об эталоне того, что касается дипломатии, этикета, это наш министр иностранных дел Сергей Лавров. Он безупречен во всём — во внешнем виде, в манерах, в разговоре. Восхищает всё — как он смотрит, как разворачивается, как протягивает руку, в какой позиции стоит, как перекладывает документы. В каждом его движении читается спокойствие и уверенность. У многих людей этого нет.

Можно ли этому научиться?

Можно. Просто надо однажды посмотреть на себя со стороны, очень честно отметить все свои недостатки и начать избавляться от них. Ведь если нам что-то не нравится в фигуре, мы идём в спортзал. Так и тут.

Министр в тот самом свитере. Фото: кадр видео

Давайте вернёмся к одёжке: что скажете про нашумевший свитер Лаврова?

Он был в нём великолепен. Все по-разному отнеслись, конечно: кто-то заявил, что это круто, кто-то решил, что это было ни к чему. Когда человек понимает, о чём он, то может транслировать такое. Просто надеть свитер с надписью СССР и думать, что теперь вы как Лавров, нельзя. Надо сначала стать как Лавров, чтобы позволить себе чуть больше, чем остальные. У нас любят перенимать что-то у кого-то без понимания сути. Посмотрите сначала на исходные данные своего кумира, как он к этому пришёл, почему... Глупое и бесконечное копирование кого-то не приведёт ни к чему хорошему.

Business Best и Business Casual

В одном из госучреждений Челябинска все женщины ходят в обуви на босу ногу. Как думаете, это дресс-код такой?

А вы уверены, что это босая нога? Многие говорят, что Мелания Трамп, например, всё время без колготок. Но нет же, она в колготках! Даже если это жидкие колготки, это тоже колготки! Но если дамы действительно ходят с босыми ногами в госучреждении, налицо нарушение дресс-кода. То же самое относится к босоножкам: в организациях юридической и банковской направленности, в политической сфере, а также в страховой отрасли такая обувь исключена.

Существуют Business Best и Business Casual. Первый подразумевает строгий официальный деловой стиль. Не допускаются даже незначительные проявления индивидуальности. А вот Business Casual более расслабленный вариант делового гардероба, который подходит для офиса, собеседований и деловых обедов. Но даже здесь есть табу — полупрозрачные ткани, спортивная одежда и обувь, шорты, экстремальное мини, кроп-топы, кружево и сетка, джинсы с потертостями и обилие ярких цветов и принтов.

А вы часто видите в повседневности вопиющие нарушения этикета?

Конечно. Но я молчу. Например, днём в центре Челябинска часто можно видеть мужчин в деловых костюмах: они там работают. Костюмы красивые, сидят на них хорошо. Но у меня всегда вопрос: зачем днём лаковые туфли? Кстати, к женщинам это не относится, хотя в строгом прочтении делового дресс-кода тоже рекомендовано отказаться от лаковых туфель. Потому что вообще-то лаковые туфли — это вечерний элемент гардероба.

Рубашка с коротким рукавом - униформа охранников. Фото: Роскачество

Не понимаю, когда мужчина приходит на госслужбу в рубашке с коротким рукавом. Короткий рукав — это униформа! Его носят охранники, военные. Или зачем, занимая серьёзную должность, приходить на работу в поло, да ещё и поднимать воротник? Воротник у поло для того, чтобы солнце не обожгло, когда на яхте плывешь или в гольф играешь!

«Не посылайте голосовые!»

С приходом в нашу жизнь мобильников и прочих гаджетов, появилось новое понятие — цифровой этикет. В чём он заключается?

Правило № 1: на любом мероприятии следует отключать звук у телефона, сам телефон следует класть экраном вниз. Нельзя вообще класть телефон на стол, если вы пришли в ресторан. Но если у меня деловой завтрак, и я с телефоном, значит, мне это нужно, возможно, я жду важного звонка. Об этом следует предупредить собеседников заранее. Само собой, фаббинг вне этикета. Фаббинг — это привычка постоянно отвлекаться на гаджет во время разговора с собеседником, когда есть двое и телефон. Это всегда считывается как будто собеседнику важнее телефон. Если вы не ждете звонка, уберите мобильник. Не надо фотографировать еду.

Отправлять голосовые сообщения — это культурно или нет?

Голосовые под запретом. Информация, которую вы хотите передать, не останется у человека в голове, если он её только прослушает, она всегда должна быть прописана. Голосовое сообщение удобно только тому, кто его надиктовывает. Многие оправдывают себя, мол, я за рулём. Тогда сначала спросите у человека: могу тебе наговорить? Сегодня также принято уточнять перед звонком, можно ли прямо сейчас позвонить человеку. Важный момент, касающийся цифрового этикета: не надо разбивать одно сообщение на много сообщений, старайтесь всю информацию изложить в одном.

А эмодзи?

Смайлики надо отправлять только тому, кто их поймёт их. Странно было бы нам с вами договариваться в мессенджерах об интервью и использовать при этом смайлики. Я вас не знаю, вы меня тоже. Можно ставить реакции, эмоции сообщениям того, с кем переписываешься?

Например, лично я могу поставить реакцию — рукопожатие или ОК. Поймите, есть смайлики нейтральные, а есть такие, которые могут прочитываться по-разному. Если мне босс написал, я не буду никакие смайлики присылать в ответ. Вопрос — ответ, до свидания, спасибо.

Деловой этикет важно соблюдать и во время переписки. Фото: pixabay.com

Если идёт совещание, планёрка, а кто-то в это время в телефоне сидит?..

Такому сотруднику следует сделать замечание. Другое дело, если во время отчёта подчинённого, ленту в соцсети листает директор. Конечно, нельзя задать руководителю в лоб вопрос «Почему вы меня не слушаете?» Но если так ведёт себя руководитель, тогда вопрос, чего вообще что-то требовать от сотрудников? Это как родители и дети, когда старшие подают пример младшим. Или планёрки проводятся для галочки.

Как надо отвечать по телефону, если тебе звонит незнакомый или малознакомый человек? Что говорить — «Алло?» или «Слушаю!»?

Главное то, как вы это произносите, каким тоном. Некоторые люди произносят «алло» раздражённо, зло, беспардонно, словно говоря: ну что ещё вы хотите мне сказать, беспокоите попусту! Возникает вопрос: в смысле? Я вам ещё ни разу не звонила, чтобы вы так со мной разговаривали. Интонация гораздо важнее, чем то первое слово, которое произносится. Учтите, человек вас не просто слышит, он вас представляет по голосу. Научитесь улыбаться голосом по телефону.

Вы делаете замечания тем, кто нарушает этикет?

Нет, это выбор человека. Другое дело, что ты своим примером можешь что-то изменить. Поэтому я просто стараюсь подавать пример.