Где болит у ЖКХ? Эксперты о болевых точках отрасли

В пресс–центре «АиФ–Челябинск» прошла пресс–конференция, посвящённая болевым точкам сферы ЖКХ на Южном Урале.

   
   

Участие в мероприятии приняли:

– Кочерещенко Александр Ипполитович, заместитель начальника Управления жилищно–коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска;

– Дмитриев Александр Геннадьевич, начальник Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»;

– Смирнов Константин Игоревич, генеральный директор ООО «ДЕЗ Калининского района»;

– Андрющенко Владимир Павлович, директор ООО «Трактор»

Сколько управляющих компаний насчитывается в Челябинской области? Как на общей картине отразилось лицензирование их деятельности? Стало ли меньше УК?

   
   

Дмитриев А.Г.: Нельзя однозначно сказать, что их стало меньше или больше, потому что не известно, сколько компаний было в принципе. До лицензирования в регионе официально насчитывалось 367 компаний. Сегодня только лицензированных уже 490! А сколько тогда УК было в тени? Лицензирование УК определило общую жёсткость в отношениях с собственниками и способствовало большей самоорганизации в самих УК. Они словно встряхнулись, у них выросла ответственность перед законом и перед собственниками. За прошлый год было 429 административных дел в отношении нерадивых УК, в 2014 – 334. Есть прирост, но мы с этим системно работаем.

Трактор снабжен необходимым навесным оборудованием Фото: ООО ТРАКТОР

Каковы болевые точки сферы ЖКХ сегодня? С какими наиболее частыми вопросами и жалобами южноуральцы обращаются в УК, в Управление ЖКХ челябинской администрации, в ГЖИ?

Дмитриев А.Г.: Собственников по–прежнему волнует правильностьначислений за ОДН. При поступлении таких обращений приходится проводить сложные детальные расчёты: ведь чтобы выяснить истинную причину отклонений от привычной для собственников нормы, мы берём анализ не за один год, а за два–три. 30–35 % от всех поступивших обращений действительно обоснованы нарушениями, параллельно выявляются и другие нарушения. Но в 70% случаев начисления за ОДН некорректны из–за несвоевременной подачи данных по индивидуальным приборам учёта. В результате не складывается баланс по целому дому, идёт повышенное начисление за ОДН, люди становятся заложниками своих же несистемных действий. Очень большую работу приходится проводить и, выступая регулятором отношений между УК и собственниками.

Кочерещенко А.И.: Около 29% от общего количества обращений в наше Управление, – это также вопросы содержания общедомового имущества. 17% – вопросы по качеству предоставляемых коммунальных услуг. Другие вопросы касаются лицензирования УК и того, какие услуги УК должна предоставлять. Ещё одна проблема – это дома, состояние которых близко к ветхо–аварийному: за их обслуживание не берутся УК. Людям приходится объединяться, чтобы обо всём договариваться самим.

Смирнов К.И.: Людей интересует, какие работы должны быть сделаны, сколько они стоят, почему они столько стоят, как используется общее имущество в многоквартирном доме (колясочные и т.п.). У нас тоже часто спрашивают о перерасчётах, о правильности начислений за ОДН. Жители новостроек редко на что–либо жалуются, зато сегодня много старых домов, жилфонд ветшает, и это рождает большое количество жалоб. Тот же самый запуск отопления в старых домах с каждым годом становится всё сложнее. Мы живем в условиях недофинансирования, недоремонтов. Поэтому претензий к качеству жилищных услуг немало.

А как обстоит кадровая ситуация? Изменяется ли к лучшему ситуация с набором и подготовкой кадров обслуживающего персонала (сантехники, диспетчеры, дворники)?

Смирнов К.И.: Проблема с кадрами стоит очень остро, найти сотрудников сложно, квалификация кандидатов оставляет желать лучшего. Катастрофически мало, практически не сыщешь сегодня специалистов с техническим образованием. Грамотные специалисты работают в других сферах, более спокойных, там где собственники, извините, не выносят мозг, где нет большого количества проверок и давления со всех сторон. Казалось бы, рынок ЖКХ стабилен и выглядит привлекательно, но, поработав у нас несколько дней, пообщавшись с населением и увидев объём работ, люди уходят. Понятно, что решающим фактором тут становится зарплата, а она в сфере ЖКХ ниже среднего уровня, особенно у производственного персонала. 80% наших слесарей – это люди предпенсионного возраста. Неизвестно, где искать им замену, когда они уйдут.

Ощутимый отток персонала последовал после сдачи новых микрорайонов. В том же «Академ–сити» работать легче: жилфонд совсем новый, аварийность там гораздо меньше, платных заявок больше. За счёт того, что абсолютно всё ещё новое можно обслуживать больше: так, у нас слесарь обслуживает 8 подъездов, а там можно и 20. соответственно, выше и зарплата.

А почему нигде не готовят специалистов для коммунальной сферы?

Кочерещенко А.И.: Такой специфический персонал вообще уже многие годы не готовится в Челябинске. Разве что ЮУрГУ: там готовят строителей с уклоном на обслуживание жилищно–коммунального хозяйства. Но это персонал среднего звена и выше, а звена по обслуживанию тех же сантехнических систем нет. В Ленинском районе раньше было целое училище, теперь это колледж, где готовят рабочий персонал – слесарей, сантехников, сварщиков… Но, к сожалению, второй год даже группу набрать не могут. Не идёт молодёжь туда учиться!

Используется ли уральская техника в сфере ЖКХ на Южном Урале?

Андрющенко В.П.: По нашим наблюдениям не используется. Хотя могла бы. Мы живем в XXI веке, и то, что у нас до сих пор только дворники чистят от снега тротуары – это абсолютно несовременно. Мы выпускаем орудия для коммунального хозяйства – щётки, лопаты, косилки для газонов и полуприцепы. А также минитрактора «Уралец», предназначенные именно для работы в сфере ЖКХ. Такой трактор снабжен необходимым навесным оборудованием, в него входят грейдерная лопата, лопата для чистки снега, коммунальная щетка. По нашим расчётам, один трактор заменяет восемь дворников. Расчёт, конечно, приблизительный, он сделан для городов, где зарплата дворника составляет около 15 тыс. рублей.

Техника пользуется высоким спросом в Москве и Кургане. Фото: ООО ТРАКТОР

Смирнов К.И.: Подобная техника, конечно, нужна, но её содержание слишком дорого обходится. Причём купишь ты трактор или будешь нанимать – цены примерно одинаковые. Для открытых площадок трактор хорош, особенно когда навалило снега или надо вывезти листву. А вот во дворах трактор не всегда может проехать, там без людского труда не обойтись. Не справится он и с кучами застывших чёрных глыб снега, которые сегодня мы повсеместно наблюдаем по всему Челябинску, в том числе и во дворах. Так что трактор не на замену, как вы говорите, а в помощь.

Андрющенко В.П.: Конечно, если всю зиму не убирать снег, а заняться им только в марте, то не справится ни один трактор. Мы же ждём, когда кучи почернеют и окаменеют так, хоть отбойным молотком их потом долби. Отмечу, что мы делаем трактора мощностью до 25 лошадиных сил. Как раз для использования внутри дворов!

Владимир Павлович, а какова стоимость такого трактора, если не секрет?

Андрющенко В.П.: В зависимости от комплектации он стоит около 250 тыс. рублей. Есть также у нас и мини–экскваторы, и минифронтальные погрузчики. Самое интересное, что сегодня наша техника пользуется высоким спросом в Москве и Кургане. Недавно одно из столичных предприятий с названием «Московский двор» купило у нас целую партию минитракторов из 24 штук. Нам удалось закрепиться на рынке Белоруссии и в северо–западных областях России. В настоящее время переводим инструкции на английский, поскольку вышли и на рынок Евросоюза: представители крупнейшей госкорпорации агропромышленного комплекса заинтересовались нашими технологиями и разработками. Уже поставили в ЕС 10 тракторов «Уралец» в максимальной комплектации, прицепы и роторные плуга.

Кстати, роторный плуг – это наш инновационный проект, разработанный совместно со специалистами Челябинской Государственной Агроинженерной Академии. Изделие заменяет не только плуг, но и почвофрезу, и картофелекопатель. Раньше такие привозили из Китая. В Европе в моде газоны, для ухода за ними также покупают нашу технику, наши роторные косилки. У нас газоны тоже есть, правда не такие, и косят их пару раз за лето. Косят долго, медленно и неэффективно. Пока косят, биологически активная пыльца попадает в наш организм, из–за чего полгорода жителей мучаются аллергией. Гораздо быстрее и даже дешевле было бы воспользоваться техническими достижениями. И жители области были бы довольны.

На правах рекламы