Пожалуй, это самая громкая отставка осени. Под конец 2019 года свое кресло покидает главный старожил мэрии Челябинска – замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. Он работал в этой должности 18 лет. «Пережив» пятерых мэров, чиновник не смог договориться с шестым: 11 ноября на аппаратном совещании в администрации градоначальница Наталья Котова публично предложила ему написать заявление на увольнение по собственному желанию.
Владимир Алейников получил пост заместителя главы города по дорожному хозяйству в 2001 году, когда мэром был Вячеслав Тарасов. Градоначальники менялись, а вместе с ними менялись и их заместители. Но только не Алейников. В кулуарах говорят, на это всегда были две причины. Во-первых, слишком сложно в Челябинске найти замену такому опытному профи. Во-вторых, на строительстве и ремонте дорог завязаны миллиарды рублей, и у Алейникова наверняка есть покровители.
Однако в последние несколько лет кресло под ним сильно зашаталось. Очевидно, «крыша» уже ничего не могла поделать. Эксперты называют пять причин отставки чиновника-«долгожителя».
1. «Дорожная революция» с уничтожением деревьев и ливневок
Вообще-то ее задумал Михаил Юревич, как только получил пост губернатора. Именно с его подачи в Челябинске начали бездумно расширять дороги и уничтожать зеленые насаждения. Но фактически руководил всем этим адом именно Владимир Алейников – он отвечал за планы строительства, деньги и работу подрядчиков. В итоге город лишился львиной части деревьев, которые защищали тротуары от пыли с дорог.
В этом году латать дороги начали с большим опозданием. Оказалось, чиновники долго не могли правильно составить документы для подрядчиков. Из-за этого своего кресла лишился начальник управления дорожного хозяйства мэрии Александр Шабалин. Но контролировать его работу должен был именно Алейников. Однако и в этот раз Владимир Георгиевич сохранил пост.
А новый подрядчик – компания «Нижавтодорстрой» - подтвердил старую проблему, из-за которой страдают горожане. Во время «дорожной революции» в Челябинске варварски закатали в асфальт много ливнёвок, из-за чего во время дождя дороги уходили под воду.
«На одном из перекрестков при снятии старого покрытия мы обнаружили сразу шесть ливнёвок, которые когда-то закатали в асфальт. Стали переделывать проект, поэтому сроки ремонта затянулись», - объяснил на недавней пресс-конференции в «АиФ»-Челябинск» представитель компании «Нижавтодорстрой» Александр Сидорук.
2. Заборы везде и всюду
То, о чем говорят многие общественники последние лет пять. Город просто оброс ненужными серыми заборами. Чиновники во главе с Алейниковым в ответ твердили: эти ограждения необходимо ставить по ГОСТу, ничего не можем поделать. Одним из плюсов установки называли то, что заборы могут оградить пешеходов от машин. Но практика показала, что при ударе автомобиля такие ограждения разрываются на куски.
Известный челябинский общественник, урбанист Лев Владов проводил расследование, в котором утверждал, что установкой заборов занимаются связанные с Алейниковым компании. Подтвердить факт коррупции могут только силовики и суд, поэтому обвинять чиновника в преступлениях нельзя. Но факт остается фактом: власти ставят заборы повсюду, превращая тротуары в серые клетки.
3. Развал общественного транспорта
Засилье маршруток и многомиллионные долги общественного транспорта – тоже сфера ответственности Владимира Алейникова. В последние годы ситуация начала понемногу меняться: город стал закупать новые автобусы, а с нелегальными маршрутками идёт пусть и вялая, но хоть какая-то борьба.
Алейников отвечал за пассажирский транспорт с 1988 года. Но огромный опыт не помог чиновнику-старожилу кардинально решить проблему. Не исключено, что начать активную борьбу с нелегалами ему мешали прежние начальники. Как бы то ни было, за происходящее приходится отдуваться именно Владимиру Георгиевичу.
4. Снег чистят слишком медленно
Скандальные «тефтелевы кучи» - еще один «косяк» старожила мэрии. В годы правления Евгения Тефтелева неубранный снег ставили в вину именно мэру. Но отвечал за работу Алейников. Это он должен был изводить звонками и штрафами подрядчиков, чтобы дороги и тротуары зимой чистили вовремя.
Итог: Тефтелев в отставке, но у горожан все равно остались нарекания после последних снегопадов. Справедливости ради скажем, что недовольные найдутся всегда. Тем не менее, замечения жителей стали одним из звоночков и для градоначальницы Котовой, и для губернатора Алексея Текслера.
5. Новые остановки – последняя капля
За несколько дней до того, как предложить Алейникову уволиться, Котова раскритиковала установку остановочных комплексов. В этом году планируется смонтировать 200 штук на общую сумму 145 миллионов рублей. В минувшую пятницу, 8 ноября, градоначальница посмотрела на ход работ. Всё плачевно: новые остановки сделали недоступными для инвалидов и родителей с колясками. Да еще и старые комплексы не убрали.
«Вы зачем людей злите? Почему нет доступности? Кто будет за всё это отвечать?» - засыпала вопросами Наталья Котова Алейникова на совещании в мэрии. Не получив ответов, она попросила его написать заявление.
Мнение
«Алейников – очень влиятельная фигура, с которой ассоциировались многие этапы работы мэрии. Количество замечаний по сфере Алейникова за последнее время не уменьшается. Причем, как со стороны жителей, так и со стороны главы города. Поэтому его отставка была неизбежна в свете предлагаемой нынешними властями повестки перемен», - рассуждает челябинский политолог Александр Мельников в своем Telegram-канале.
Известный общественник Николай Дейнеко считает, что 61-летний Алейников попросту уже выдохся:
«Есть такое понятие - «синдром профессионального выгорания». Владимир Георгиевич «выгорел» давно. Но, как мне кажется, признаться в этом самому себе ему просто не хватало смелости».