Челябинский публицист и историк Алексей Шляхторов не так давно опубликовал книгу «Как Русь стала сверхдержавой. Неправильная империя». Автор уверен, что статусом «неправильной империи» можно только гордиться. Иначе бы мы не победили ни в 1812-м, ни в 1945 году. О том, какую империю мы строили, о «средневековом Госдепе», возможностях большой сделки с президентом Трампом и о том, почему в Китае не любят аврала, - «АиФ-Челябинск» спросил у гостя редакции.
Чего стыдились ханты?
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Почему же вы называете Россию «неправильной империей»? Это критическая характеристика?
Алексей Шляхторов: Совсем наоборот. Россия повела себя в плане истории правильно, поставив во главу угла добрососедские отношения с разными народами и странами. Сравните, например, с Украиной, которая решила брать пример с Польши, где у шляхты главным принципом было «Не позволяем!», а себя шляхтичи считали даже не поляками, а отдельным этносом - потомками сарматов. То есть речь идёт о стране, где и внутри общества культивировались различия и нетерпимость.
В основе же евразийского менталитета веротерпимость. Недаром Византия, Золотая Орда - государства, которые можно считать нашими предшественниками, были настроены к людям иного вероисповедания и национальности гораздо мягче, чем, например, Священная Римская империя. И Россия вела себя не как атлантические империи, которые руководствовались простым правилом - высаживаемся и грабим, грабим, грабим, а потом на остатки что-нибудь сделаем для местного населения. У нас водилось сразу же обеспечить местных льготами и защитой.
- Может быть, у национальных меньшинств (скажем, в Сибири) было другое отношение?
- Я как-то выступал с докладом в Институте востоковедения, и там ко мне подошли пообщаться буряты. Спросили: «А вы знаете про роль казаков в Забайкалье?» Я начал было говорить, что история, мол, сложная, и конечно, были и неприятные страницы. Но меня перебили и сказали: «Вы что! Да у нас до сих пор песни про казаков поют!» И рассказали про атамана Демьяна Многогрешного, кстати, одно время воевавшего с московскими войсками. Но потом он перешёл на сторону царя, служил в Сибири. Его можно назвать «малым Чингисом» (???), так как он на государевой службе контролировал огромные пространства степей. Благодаря этому атаману в степи прекратились разбои и убийства.
- Но разве попутно местные народы не облагались данью?
- Шёл взаимовыгодный обмен. Мы не бусы дарили, как англичане или американцы аборигенам и индейцам, а железные топоры. Интересно, что был ещё в стародавние времена опрос среди хантов. Чиновники интересовались, как идёт меновая торговля. Ситуация сложилась комическая. При опросе русские сокрушались: «Как-то нехорошо получается! Мы у них берём соболя за каких-то три топора!» А потом смущались уже ханты: «Обманываем русских! Ведь за соболя они нам дают целых три топора!» Каждый считал себя в большей выгоде.
Как мы победили трижды?
- К «правильным империям», видимо, надо отнести западные?
- А вы посудите сами, как вели себя эти империи даже в отношении собственных граждан! В Англии во время огораживания 130 тысяч человек были согнаны со своих земель, стали бродягами, а значит, приговорёнными к смерти, так как за бродяжничество грозила смертная казнь. Учитывая, что население Англии тогда составляло 3 млн человек, можете представить себе масштаб бедствия! А картофельный голод в Ирландии? Англия, которая владела тогда Ирландией, ни на грамм не сократила торговлю пшеницей! Могли спасти людей, но предпочли выгоду!
С точки зрения этих «правильных империй», мы всегда вели себя неправильно. Например, дружили со схизматиками-византийцами и язычниками-монголами. К слову, после IV Крестового похода, когда Запад разрушил Византию, вышел указ, который запрещал браки между православными и католиками. Вот до чего доходило!
- То есть, по вашему мнению, вражда и недопонимание имеют давнюю историю?
- Конечно. Двойная мораль у Запада была всегда: провозглашают свободу выбора, но выбор касается лишь показных и незначительных вещей, а если дело дойдёт до вещей действительно важных, начинается травля.
Ещё в Средневековье с нами торговала Ганза - торговое объединение, где были и немцы, и славяне, и скандинавы. Когда торгуют люди разных национальностей, всегда возникает взаимопонимание. Иначе элементарно не поторгуешь. Но это не понравилось Ватикану - тогдашнему Госдепу. И он решил разрушить торговлю Руси и Ганзы.
- Но в итоге какой подход оказался более эффективным?
- Наш. Потому что если бы мы избрали подход «правильных империй», все народы не встали бы плечом к плечу в годы Великой Отечественной войны.
- Некоторые скажут: тут, дескать, сыграла роль государственная машина…
- Да не успел бы тот же Берия все народы так запугать! Наоборот, если бы всё держалось на страхе, в годы войны каждый бы думал только о себе. А 1812 год? А 1612-й? Ведь история повторялась - и народы «неправильной империи» выразили своё к ней отношение! Так что «неправильность» - это наша крепость.
Будет ли новый шёлковый путь?
- Разве у прагматического подхода нет плюсов? Например, это помогло бы нам более рацио-нально развивать науку и производство.
- Я как-то общался в Баумановке со специалистами, и мне признались: «Уровень обучения, конечно, хромает, как и оснащение». Я спрашиваю: «Но ведь программисты и хакеры у нас мирового уровня! Где же они выучились?» Мне ответили: «Сами, сами». Это тоже следствие «неправильной империи».
На самом деле мы показываем неплохой уровень в техническом развитии. Вы не задумывались, почему из запущенных по приказу Трампа ракет «Томагавк» в Сирии до цели долетели только 20 с небольшим из 59? (Американская сторона утверждает, что до цели долетели все 59 ракет, российское Минобороны - что только 23. - Ред.) Уверен, что наши демонстративно сбили часть из них, чтобы, с одной стороны, показать наши возможности, а с другой - позволить Трампу сохранить лицо.
- Вы верите в возможность большой сделки с Трампом?
- Не исключено. И думаю, что одна из причин этого лежит не на Украине, не в Сирии, а, как ни странно, в космосе. Россия стоит на грани большого прорыва. Мы научились оснащать торпеды ядерным двигателем - таких нет больше ни у кого. Подобные двигатели сейчас готовят для применения в космосе - их специалисты между собой называют «двигателями Кириенко». В случае успеха можно за 25 дней долететь до Марса. Вообще получить огромное преимущество в космосе! Американцы про это знают, как и про то, насколько мы опережаем всех по разработке и внедрению гиперзвукового оружия.
- Если перейти от глобальных тем к региональным, поясните, почему вы на одном из выступлений сказали, что Челябинск может стать Новгородом?
- В своё время в России было два крупнейших торговых города, причём почти тёзки. Во-первых, Новгород, который расцвёл на торговле между северными странами, Русью и Византией, а потом Нижний Новгород, который лежал на перекрёстке торговых путей из Европы и Азии.
Сейчас многие говорят о возрождении Великого Шёлкового пути. И Челябинск, и Екатеринбург могут стать Новгородами XXI века. Тут сыграют роль и Транссиб, и Северный морской путь.
- Вы имеете в виду прежде всего торговлю с Китаем? По этому поводу звучит немало и скептических оценок.
- Я знаю. Но надо понимать отношение китайцев к большим проектам. У нас привыкли к авралу. В драках мы костоломы, а в работе авральщики. Китайцы другие, аврала не приемлют в принципе - они всё делают постепенно, но неуклонно. Так что подождите, плоды нового Великого Шёлкового пути (и в России, и на Южном Урале) ещё впереди.
Смотрите также:
- «Неправильная империя». Запад ввёл первые санкции против России в XIII веке →
- Понимать по-евразийски. Какой язык надо учить, чтобы быть востребованным →
- Эфиопский код Александра Власова →