«Стресс колоссальный». Как живут жертвы телефонных мошенников

По данным полиции, почти все жертвы мошенников знали о схемах обмана, но всё равно попались на уловки. © / Владислава Макарчук / АиФ

Пять лет назад ущерб от действий телефонных мошенников в Челябинской области оценивался в 200 млн рублей. В 2022 году он составил 1,3 млрд. Почему так происходит и как живут те, у кого отняли все сбережения, да ещё и развели на кредит?

   
   

Узнала спустя месяц

На челябинке Елизавете (имя изменено по её просьбе), работающей учителем в школе, из-за мошенников висел полуторамиллионный долг.

«Стресс я испытала колоссальный. Это как жизнь до и после. Подала на процедуру банкротства. Меня пугали: юрист стоит не меньше 100 тысяч рублей. Это оказалось неправдой, надо просто мониторить рынок. Квартиру мне оставили как единственное жильё. Дачу пришлось продать, но я не жалею: денег на строительство у меня всё равно нет. Зарплату мне хотели уполовинить, но я сделала ответный ход – отказалась от второй ставки, уменьшив количество уроков. Перейдя на один МРОТ, я получила возможность, как мать-одиночка, подать заявление на получение пособий на детей. Детские пособия не идут на погашение долга. В итоге у меня стало больше свободного времени. Работаю только полдня, остальное время делаю уроки с детьми, готовлю, даже стала заниматься спортом. Кредит на лечение уже не возьмёшь (статус банкрота не позволяет. – ред.), поэтому нужно поддерживать себя в хорошей форме», – рассказывает Елизавета.

Кстати, уголовные дела, без которых невозможна процедура банкротства и уж тем более признание сделки недействительной, заводятся далеко не всегда.

70-летняя жительница Челябинска Мария Семёновна (имя изменено по просьбе героини) лишь спустя месяц узнала, что была обманута. Она пошла в столовую учреждения, где работает, и там выяснилось, что на зарплатной карте нет средств. Оказалось, деньги списаны в счёт погашения кредита. Лишь тогда Мария Семёновна вспомнила о длительных переговорах со «старшим лейтенантом полиции» и его помощником. В областном управлении МВД ей потом сказали, что такого сотрудника у них нет и её, скорее всего, обманули мошенники. В панике Мария Семёновна отправилась в другой банк – второй, в котором велел ей взять кредит «сотрудник полиции». Звонивший обещал, что взятым кредитом будет закрыт воображаемый кредит, якобы открытый на её имя «злоумышленниками». Разумеется, никакого «закрытия» не произошло ни в первом, ни во втором случае.

«Это был один из первых случаев подобного дистанционного мошенничества в Челябинской области. Операция по выманиванию денег была проведена так, что потерпевшая далеко не сразу догадалась о том, что была обманута. Необычность этого случая в том, что полиция отказала в возбуждении уголовного дела, сдав дело в архив. Сейчас идёт процедура банкротства. Кстати, банки прокомментировали, что со своей стороны сделали всё правильно, ведь формально бабушка сама заказывала и снимала деньги с кредитного счёта, следовательно, признать кредитный договор недействительной сделкой, совершённой под принуждением, не представляется возможным, – комментирует юрист Тимофей Дрогушев. – Видимо, этот факт и стал основанием для отказа в возбуждении уголовного дела. Сейчас пострадавшая работает в ноль: всё, что зарабатывает, тратит на погашение кредита».

   
   

Листовки не сработали

Недавно в главном управлении МВД России по Челябинской области прошло совещание представителей региональных органов власти о профилактике дистанционного мошенничества. Выяснилось, что практически все жертвы хищений знали о мошеннических схемах. Памятки о том, как не потерять все сбережения, были размещены в школах, детских садах, на общественном транспорте, в отделах соцзащиты. Но в критический момент люди все же поддались на уловки злоумышленников. Возможно, без информационной работы пострадавших было бы ещё больше. Но участникам совещания пришлось признать: несмотря на эти меры, южноуральцы по-прежнему попадаются в сети злоумышленников.

«Жертвами становятся люди в возрасте от 19 до 70 лет. Необходимо понимать, что против них действуют организованные группы преступников, владеющие развитыми технологиями в сфере компьютерной информации. Взламываются электронные базы данных, похищается информация с личных страниц. Телефонные переговоры ведут люди, обученные методам психологической манипуляции, применяющие весь спектр инструментов давления. Необходимо в кратчайшие сроки создать и внедрить новые формы профилактической работы, обеспечить массированную информационную атаку на ИТ-преступность, исключить любые условия, при которых люди могут стать жертвами мошенников, объединить усилия и решить главную задачу по защите каждого жителя Южного Урала от преступных посягательств», - отметил начальник Главного управления МВД России по Челябинской области Михаил Скоков.

«Я предлагаю на сегодняшний день единственный эффективный в данной ситуации вариант – не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Если всё же ответили и на том конце представляются сотрудниками правоохранительных органов или финансовых организаций, а также если вам сообщают о нестандартной ситуации с родственниками, то сразу прервите звонок. Если хотя бы малейшие сомнения возникают, то лучше наберите номер нашей горячей линии *1593. Там специалисты помогут окончательно понять, был звонок от мошенников или нет», – советует директор АНО «Центр общественного мониторинга» Олег Гербер.

«Чтобы существенно уменьшить количество случаев дистанционного мошенничества, нужно сделать не так уж много. Необходимо запретить на законодательном уровне немедленный перевод на другие счета или снятие кредитных средств. Как вариант: если в течение получаса-часа средства переводятся на другие счета, сотрудникам банков нужно приостанавливать эту процедуру, звонить своим клиентам или проводить проверку иным образом. Важно понимать: перевод денег мошенникам происходит без воли клиента», - считает юрист коллегии адвокатов «Перспектива» Павел Емельянов.

Кстати

17 января 2023 года Верховный суд РФ признал недействительной кредитную сделку, которую жительница Московской области заключила под давлением мошенников. В банке ссылались на то, что кредитный договор заключён дистанционно в надлежащей форме с использованием истцом аналога собственноручной подписи. По мнению судов нижестоящих инстанций, банк предоставил клиентке полную информацию об условиях кредитного договора, а значит, сделка действительна. Но Верховный суд установил: в данном случае был нарушен сам принцип сделки. Высший судебный орган ссылается на пункт 50-й постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В этом пункте сказано, что «сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Понятно, что человек, находящийся под влиянием дистанционных мошенников, ни к какому свободному волеизъявлению не способен. Юристы называют это «пороком воли».

По нашим данным, ни одного решения такого рода по Челябинской области пока не вынесено. Но Верховный суд дал надежду. Если хотя бы часть ответственности за мошеннические сделки ляжет на банковскую систему, то очень скоро мы увидим гораздо более серьёзные шаги по достижению информационной безопасности, чем просто листовки в общественном транспорте.