Не время соперничать. Челябинские эксперты о кооперации и мерах поддержки

Могут ли малый и крупный бизнес помочь друг другу? Где небольшим фирмам искать поддержку и брать займы? Как решать проблему с кадрами? Представители малого и среднего бизнеса в Челябинске обсудили возможности развития в новых реалиях.

   
   

«Мы можем, но нужна помощь»

Уже несколько лет Россия стремится к продовольственной и экономической безопасности, технологическому суверенитету. Введение западных санкций ещё острее обозначило цель.

«Челябинская область вполне могла бы импортозамещать ту продукцию, которая сегодня является для России критичной, - рассуждает директор компании «Опора Импэкс» Павел Золотов. - С продовольственной продукцией всё неплохо, благодаря сельхозпроизводителям, субсидиям и т.п. Другое дело машиностроение, которое с 90-х годов сильно снизило свои обороты. Продукцию, которую долго нужно производить, никто не хочет изготавливать. Поэтому принимаются решения по импорту и параллельному импорту. Многие предприниматели, глядя на картинку в интернете и находя данные в открытом доступе, производят малую машиностроительную технику. Нам нужно синергить и производить своё оборудование».

Эксперт подчеркнул, что в нынешних реалиях как никогда необходима поддержка малого и микробизнеса, технологической сферы.

«Сегодня поддержку получает в основном крупный и средний бизнес, - констатировал Золотов. - Значительная часть малого бизнеса (90% субъектов) не задействована. А между тем в Челябинской области насчитывается порядка 137 тыс. субъектов микробизнеса, у каждого в среднем по три человека занятых, которых они кормят. То есть это как минимум 440 тыс. южноуральцев!»

С одной стороны, малый бизнес сегодня стараются стимулировать различными программами – той же промышленной ипотекой, льготными кредитами, инвестиционными проектами.

«Но всё равно не все оборудование доступно малому бизнесу, не всё получается купить, - говорит руководитель Уральского завода автоматики Сергей Кашигин. - Его можно было бы арендовать у крупного бизнеса. В Новосибирске и Владивостоке такое уже практикуют. Например, для мехобработки используется тяжелое дорогое оборудование, поэтому его выгоднее взять в аренду по норма-часу. Приходишь с деталью на крупный завод, платишь за пять норма-часов и выполняешь деталь, которая стоит 100 тысяч руб., при этом за аренду оборудования платишь всего 15 тысяч. Малый бизнес – основной поставщик для крупного. Сейчас самое время для того, чтобы наладить производственные программы между ними».    
   

«Малому и среднему бизнесу, чтобы купить высокотехнологичное оборудование, действительно нужны длинные деньги. Ему даже с учетом льгот тяжело! – соглашается руководитель проектного офиса по улучшению делового климата Министерства экономического развития Челябинской области Наталья Огаркова. - Надо вовлекать малый и средний бизнес в цепочки инновационного развития. Если они будут получать через крупные промпредприятия госзаказы, участвовать в кооперационных цепочках, то результат будет уже совершенно другой. Сейчас время не конкуренции, а объединения. Нужны промышленно-образовательные кластеры, чтобы включаться в работу здесь, сейчас и всем вместе».

Кто гарантирует, что всё пойдёт по плану?

Тем временем в некоторых коммерческих банках отмечают спрос на банковские гарантии. Напомним, что банковская гарантия - это документ, который банк выдаёт клиенту, обязуясь погасить его долг перед третьими лицами (компанией, госучреждением) в случае, если он будет не в силах выполнить условия сделки с этими третьими лицами. Банковская гарантия нужна, чтобы получить товары или услуги в долг, не беря для этого кредит и не используя оборотные средства, а также налоговые льготы.

«Практически каждый месяц мы фиксируем увеличение объемов выпущенных гарантий по ФЗ-223 и ФЗ-44, - поделилась руководитель Абсолют Банка в Челябинске Юлия Нилова. -  Причем «эффекта низкой базы» точно нет. Наш банк уже не первый год входит в ТОП-3 банков по выпуску гарантий в рамках ФЗ-223 и ФЗ-44. В августе мы преодолели планку в 300 млрд рублей по объему всех выпущенных гарантий. Если сравнивать картину с началом лета, то мы увеличили выпуск банковских гарантий на 30%».

Digital-технологии, которые использует банк, максимально ускоряют и упрощают процесс выпуска гарантии, её даже можно оформить онлайн. Лимит устанавливается по минимальному пакету документов. Клиенты всегда знают, на какую сумму могут оформить гарантию, и получают её в считанные часы. По сравнению с началом лета средняя сумма банковской гарантии в Абсолют Банке в Челябинской области выросла на 62% и достигла в сентябре почти 2 млн рублей. Это говорит о доверии клиентов и о том, что продукт помогает развитию их бизнеса. Наиболее активно интересуются гарантиями челябинские предприятия, которые занимаются продажей, арендой и лизингом машин и оборудования, строительством зданий, дорог, метро, инженерных коммуникаций, производством оборудования для автоматизированных систем управления. Компании в этих же отраслях проявляют интерес и к контрактному финансированию. Кстати, средний чек по заявкам на контрактное финансирование в Челябинске достиг 3 млн рублей.

«Недавно мы расширили линейку онлайн-гарантий для бизнеса, - продолжает Юлия Нилова. - Теперь можно получить гарантию на целевое использование субсидии от государства – она позволяет расширить возможности для участия в конкурсе на реализацию госзаказа. Также можно оформить онлайн-гарантию на уплату акцизных платежей по подакцизной продукции. Кстати, переход на конвейерную технологию помог сократить пакет запрашиваемых документов и срок рассмотрения заявки».

Переходим на юани и тенге

С постепенным уходом от расчетов в долларах и евро у челябинского бизнеса увеличился спрос на счета в юанях. Абсолют Банк первым в России запустил банковские гарантии в юанях и тенге. Они оформляются так же быстро и просто, как рублевые

«По сравнению с началом лета мы наблюдаем двукратный прирост по открытию новых счетов в юанях, - призналась Нилова. - Тенге – более экзотичная валюта, но и к ней клиенты начинают присматриваться, поскольку экономическое взаимодействие Челябинской области с Казахстаном набирает обороты».

С каждым месяцем растёт количество заявок на факторинг, который в период высоких ставок стал практически недоступен челябинским предпринимателям. Интересно, что раньше этот продукт был больше известен на рынке для крупного бизнеса. Но сейчас его активно осваивает малый и средний бизнес – компании, которые поставляют товары или оказывают услуги на условиях отсрочки платежа.

«Наши клиенты на деле убеждаются, что у факторинга ряд ключевых преимуществ перед кредитами. Во-первых, его гораздо проще оформить – не нужен залог. Во-вторых, факторинг никак не влияет на кредитную нагрузку компании-исполнителя, - перечисляет Юлия Нилова. - В-третьих, при рассмотрении заявки на факторинг упор в анализе делается на финансовое состояние заказчика, а не поставщика. Среди наших преимуществ – то, что мы одни из немногих в регионе принимаем заявки на факторинг не только юридических лиц, но и от индивидуальных предпринимателей. Также важно, что наш факторинг – в «цифре». То есть клиент может все операции сделать онлайн, без посещения офиса. Через личный кабинет в электронном виде направить заявку и другие необходимые документы. Все процессы прозрачны, а от заявки до получения денег проходят считанные дни».

Что делать с кадровым голодом?

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер на форуме «Бизнес Урала», который прошёл 23 сентября, заявил, что рост малого и среднего бизнеса должен составлять 5-6% в год.

«От малого и среднего бизнеса в том числе зависит, каким будет наш регион, - подчеркнул он. - В условиях санкционного давления важно видеть точки опоры для дальнейшего развития. Мы должны обеспечить неуклонное развитие, а не просто обещать его. Хребет нашей экономики — это крупные предприятия, которые обычно растут медленнее. Поэтому залог успеха — динамичный рост малого и среднего бизнеса».

Чтобы обеспечить хоть какой-то рост, предприятиям нужны работники.

«Выпускать тысячами специалистов, ради корочки – не то время, - считает ректор МИДиС Максим Усынин. - Нам нужно выпускать кадры исходя из запросов бизнеса и государства. Сегодня у нас есть точки роста: из-за закрытых границ увеличивается спрос на курорты Южного Урала, а это значит, что нам нужно готовить специалистов гостиничного и ресторанного сервиса, а также по санаторно-курортному лечению. Нужны конструкторы и дизайнеры одежды из-за ухода европейских брендов. Нужны специалисты с навыками конструирования домов, зданий, сооружений… Это многомиллиардные рынки! В нашем институте мы создали обучающие программы, где студенты вовлекаются в практику с первого курса, а на выходе мы получаем уже готовых специалистов с двумя годами опыта».