10 мая вышла новость о дефолте штата Калифорния по одному из кредитов. Ранее, в марте и апреле, начали проявляться признаки кризиса в банковской сфере США и Европы, а разговоры о новом потолке госдолга Штатов и надвигающейся рецессии не утихают уже несколько месяцев. О том, насколько опасна текущая ситуация для фондовых рынков, и о перспективах вложений в разные виды активов мы поговорили с аналитиком Freedom Finance Global Владимиром Черновым.
— Как мог случиться дефолт одного из крупнейших штатов первой экономики мира? Эта история как-то связана с банковским кризисом?
Владимир Чернов: Это отчасти технологический кейс, отчасти — вопрос неправильных управленческих решений. Кредит, по которому объявлен дефолт, Калифорния получила для поддержки безработных во время пандемии. Замечу, что правительство штата имело возможность гасить долг, используя государственную субсидию в размере $27 млрд, выданную на борьбу с COVID-19. Кроме того, средства на выплату займа власти могли выделить из бюджета на 2022-2023 годы объемом более $300 млрд. Однако руководство Калифорнии предпочло переложить выплаты по этому долгу на работающие в его юрисдикции компании, закон это позволяет. Но предприятия оказались неспособны выполнять эти обязательства из-за огромной суммы долга, которая, в свою очередь, возникла из-за программного обеспечения, используемого Департаментом занятости и развития Калифорнии (EDD). Применение устаревшего софта привело к тому, что начисление пособий по безработице проходило с нарушениями, чем воспользовались мошенники, включая лиц, находящихся в местах лишения свободы. В деле также фигурирует случай, когда один и тот же человек получал 60 пособий! Общий ущерб для штата от таких схем составил более $32 млрд.
Отдельно отмечу, что ИТ-система EDD была создана еще в 1980 годах и использует софт 50-летней давности. Более того, на его обслуживание раньше тратилось $2 млн в год, или менее 1% бюджета EDD. Однако в целях сокращения расходов эти платежи были прекращены. В результате ничтожная по сравнению с бюджетом организации экономия привела к формированию огромного долга и создала проблему с его погашением. Но это совершенно обособленный кейс, не связанный напрямую ни с потолком госдолга США, ни с банковским кризисом.
— Как себя сейчас чувствуют американские биржевые площадки? Инвесторы не испугались дефолта Калифорнии?
— Рынок реагирует нейтрально, сессия 10 мая завершилась преимущественно в небольшом плюсе. В целом участники торгов больше ориентированы на корпоративные новости и релизы макростатистики. С особым нетерпением инвесторы ждали новой порции данных об инфляции, поскольку именно от ее динамики зависят решения ФРС по поводу ставок. В итоге выпущенный отчет зафиксировал замедление темпов роста потребительских цен в США в апреле до 4,9% г/г. При этом топливо (один из основным проинфляционных факторов) подешевело на 13%. По этой причине на июньском заседании ФРС я не ожидаю повышения ставки, более вероятна пауза в цикле ужесточения ДКП. Ведь цель по ставкам в 2023 году уже достигнута, инфляция замедлилась лучше прогнозов, а дальнейший рост ставок только усугубит проблемы банковского и строительного секторов. Рынок фьючерсов оценивает вероятность повышения ставки на 25 б.п. лишь в 9,6%, а 90,4% — вероятность того, что ее оставят на текущем уровне.
— В какие активы лучше вкладываться в текущей сложной ситуации?
— Наиболее эффективным инструментом для инвестора в период разгона инфляции становятся акции и фондовый рынок в целом, поскольку корпорации получают больший доход, платят больше дивидендов и так далее. Другое дело, что разные сектора и отдельные компании демонстрируют различный уровень устойчивости при повышенном ценовом давлении. В целом при разгоне инфляции неплохо себя чувствует финансовый сектор. В таких условиях кредитные ставки растут, позволяя банкам неплохо зарабатывать. Но надо внимательно смотреть на систему управления рисками в каждой конкретной организации, поскольку вероятность невозврата кредитов тоже возрастает. Мы видим сейчас, что при банкротствах региональных кредитных организаций в США самые крупные и сильные банки, например JPMorgan, стали еще больше и устойчивее, поскольку вкладчики стали переводить сюда свои средства. Также может быть интересным размещение капитала в бумаги ретейла.
Классическими защитными активами в условиях рыночной нестабильности традиционно выступают драгоценные металлы (золото, серебро) и долгосрочные безрисковые облигации. В любом случае важно придерживаться принципа диверсификации и не класть все яйца в одну корзину. По итогам 2022 года на первый план также вышла диверсификация инфраструктурных рисков, которой ранее многие инвесторы не уделяли достаточно внимания, за что и поплатились, лишившись доступа к своим валютным активам. По данным Банка России, бумаги на 320 млрд руб. у 5 млн россиян были заморожены в НРД, так как вышестоящий европейский депозитарий разорвал отношения с российским.
Из этой неприятной ситуации стоит сделать правильные выводы и не хранить долларовые и евровые бумаги, а также саму валюту внутри российской финансовой системы. Если вы хотите продолжать торговать иностранными активами, в том числе американскими акциями, правильнее будет открыть счет у зарубежного брокера, но, конечно, для этих целей лучше выбирать дружественные юрисдикции.