«Мы в плюсе!» Министр финансов о профиците бюджета и финансовой грамотности

Прибыль к бюджету 2016 года прогнозируется более 120%. © / Фото Станислав Кикосов / АиФ

   
   

О том, как удалось избежать дефицита, в интервью корреспонденту «АиФ-Челябинск» рассказал министр финансов региона Андрей Пшеницын.

CHEL.AIF.RU, Наталья Зверева: Андрей Вадимович, каков же нынче профицит?

Пшеницын А.В.: Доходы областного бюджета в этом году составят 143-145 млрд рублей. Результаты одиннадцати месяцев и расчёт ожидаемого исполнения бюджета в декабре показывают, что по итогам года сложится профицит чуть более трех млрд рублей. Дополнительные доходы мы направляли, в том числе, на погашение банковских кредитов. То, что у нас получается гасить их в основном не с помощью перекредитования, а благодаря собственным доходам, очень здорово. Надеемся, за счёт декабрьских поступлений профицит станет ещё больше, порядка пяти млрд рублей. Но говорю об этом с осторожностью, потому что прибыль – величина очень изменчивая, капризная, непостоянная. Впрочем, как и всё, что женского рода (Улыбается). Вообще, прогнозировать прибыль – дело неблагодарное. Главную прибыль мы получаем от металлургии, а у нас она то в плюсе, то в минусе. В целом, прибыль к бюджету 2016 года прогнозируется более 120%. В любом случае тот задел в виде остатков средств на счетах области, может спасти нас в следующем году и стать источником покрытия расходов в непредвиденных случаях.

Вы говорите, что главную прибыль нам приносят металлурги. Тем временем, эксперты нам предрекают гибель металлургии…
Не всё так плохо. В связи с сокращением металлургического производства в Китае открылась часть рынка. Так что пока объёмы производства металлургии у нас растут, экспорт тоже. За девять месяцев 2017 года металлургия показала темп роста 103% (удельный вес в собственных доходах области – 18%).

Насколько сегодня закредитована Челябинская область?
У нас низкая закредитованность по сравнению с другими регионами. У Челябинской области сейчас нет долгов по банковским кредитам, но есть более девяти миллиардов бюджетных займов (регионы получают их из федерального бюджета под символические 0,1% - Прим.ред.). По данным за десять месяцев текущего года мы входим в двадцатку регионов с наименьшим уровнем долговой нагрузки, занимая 18-е место. В следующем году мы должны были погасить 2,6 млрд, но в связи с реструктуризацией планируем выплатить менее пятисот миллионов. Ещё в октябре мы не были уверены, что обойдёмся без банковских займов. Поэтому объявили аукционы на открытие кредитных линий. Для нас это стандартный механизм подстраховки областного бюджета, которым мы регулярно пользуемся. И в будущем вы услышите, что мы открыли эти кредитные линии, но только потому, что должны завершить процедуру торгов заключением контрактов с банками. Поэтому коллеги из банков очень обижаются, когда мы линии открываем, но кредиты не берём. Зато у нас всегда есть вариант, где взять средства, если они срочно понадобятся. Многие любят спрашивать, мол, что мы будем делать, если случится непредвиденное. А что делают обычные люди, когда доходы резко сокращаются? Сокращают расходы! Вот и мы будем сокращать. Расходы делятся на те, которые можно сократить мгновенно, и те, которые сократить нельзя. Будем жертвовать капитальными расходами и инвестициями. То есть резать бюджеты развития. На развитии можно сэкономить, а на зарплате бюджетников нельзя.

В своё время Юревич заложил здание мэрии, чтобы получить кредит на развитие Челябинска. Его тогда очень хвалили и приводили другим мэрам в пример. А сегодня что приходится закладывать?
Мы никогда ничего не закладываем, нам банки и так с удовольствием кредиты дают. Им не нужны никакие залоги, лишь бы мы только взяли кредит. А насчёт Юревича… Понимаете, всё это тогда делалось что называется «на публику». Я вообще не уверен, закладывалась ли мэрия натуральным образом. У меня по этому поводу очень большие сомнения.

   
   

Почему одни регионы и кредиты берут бесконечно и от федерации много денег получают, а другие с кредитами осторожнее и от федерации почти ничего не получают?
Вопрос неоднозначный. Федеральная власть давно подаёт регионам сигнал затянуть пояса и жить по своим доходам. Но, на мой взгляд, это не те сигналы. Подумайте только: 16 регионов нарушили условия соглашения выдачи бюджетных кредитов. Раз нарушили –кредитные средства обязаны вернуть (В случае нарушения условий соглашений регионы должны вернуть бюджетные кредиты обратно в федеральный бюджет – Прим.ред). Вернули 90 миллиардов, а потом им 73 выдали обратно. Под 0,1%. Потому что выхода другого нет: не выдали бы под 0,1%, они бы пошли и взяли в банках под 8%! 

Тем не менее, федерация у стабильно развивающихся регионов постоянно оттягивает налоги и снижает их доходную базу. Мы режем бюджеты развития, а деньги дают депрессивным регионам. Паразитов кормят, а нас лишают мотивации. Как быть с этим? 
Это философия. Деньги всегда забирали и будут забирать, потому что бедным и слабым надо помогать. Другое дело, что нужна мотивация. Так получается, что пока нас мотивируют запреты и ограничения, которые спускаются сверху. У нас и внутри региона бывали аналогичные ситуации. Так, в прошлом году глава Пластовского района Александр Неклюдов возмущался, когда ему резко уменьшили дотации. Они там золото роют, золото дорожает, а он хотел, чтоб и помощь осталась на том же уровне! Мы ему сказали, мол, отдай золото – помощь останется такой же.  (Улыбается) В этом году он уже молчит. 

В Кургане низкая доходная база, но у них и различных льгот для жителей больше, чем в Челябинске. Складывается впечатление, что там больше про людей думают. А у нас бюджет насколько социально ориентирован?
Вы затрагиваете мою «любимую» тему. Скажу так. Бюджет, полностью состоящий из расходов на социальную сферу – это признак того, что регион зашёл в экономический тупик, потому что ни на что, кроме как на выполнение социальных обязательств, у него больше денег нет. Кроме того, можно очень долго спорить о том, что такое социальные расходы. Как-то, ещё при бывшем губернаторе Петре Сумине, мы обсуждали социальные расходы, и речь зашла о ремонте дорог. «Постойте, а дороги для кого? – уточнил Пётр Иванович. – Разве не для людей, не социальные расходы?..» Больше мы при Сумине не делили расходы на социальные и не социальные. 

Интересно, а бюджет области – это сколько коробок, томов, страниц или килограммов?
В килограммах никогда не взвешивали. Страниц – две тысячи с лишним. 

Вы считаете на калькуляторах? 
На счётах! (Улыбается)

Как вы считаете, с какого возраста нужно разговаривать с детьми о финансовой грамотности?
Умение правильно распоряжаться имеющимися деньгами надо прививать с детства. Моя мама мне рассказывала, что я, будучи маленьким, всегда с пониманием относился к её объяснениям, что «сегодня не зарплатный день, поэтому игрушку купить не получится». Вообще, когда с детьми разговариваешь на равных, они всё лучше понимают. Я своей младшей пятилетней дочери уже сейчас растолковываю азы финансовой грамотности. Начните с разговоров о семейном бюджете. В старших классах уже можно говорить с ребёнком о бюджете города, района, страны.
 
Ваша дочь гордится папой-министром?
Да. Одно время она даже тоже хотела стать министром, когда вырастет. Но потом поняла, что губернатор главнее и передумала. Теперь мечтает стать гимнасткой. 

Смотрите также: