Существует стереотип, что женский бизнес – это непременно рукоделие или кулинария, салоны красоты или флористика, занятия с детьми и тому подобное. Однако с некоторых пор это совсем не так. По крайней мере, в Челябинской области.
Что волнует бизнес-леди?
В этом году комитету по развитию женского предпринимательства ЧРО «Опора России» исполняется семь лет. Основательницы вспоминают, что в самом начале в сообществе насчитывалось не более двух десятков участниц. Сегодня их уже почти сотня. Это социально активные женщины из Челябинска, Златоуста, Миасса, Сатки и других городов.
«Радует, что среди них много молодых женщин, - отметила Еловик. – Мы им помогаем адаптироваться к современным бизнес-реалиям, делимся своим опытом. Своё семилетие отпразднуем 15 сентября шестой ежегодной конференцией «Бизнес. Лидерство. Успех». В программе конференции круглые столы, посвящённые новым тенденциям рынка, финансовым инструментам поддержки бизнеса, теме рекламы и продвижения, взаимодействию промышленности МСП и крупного бизнеса. После деловой повестки запланировано вечернее мероприятие в честь дня рождения женского комитета, игровой нетворкинг. Приглашаем как женщин, так и мужчин, причём не только своих, из «Опоры», но и вообще всех желающих!»
На протяжении семи лет комитет создаёт и успешно реализует программы и проекты по вовлечению женщин в экономику, по бизнес-образованию, помогает устранять барьеры, с которыми сталкиваются женщины на старте бизнеса.
«Наши предпринимательницы сталкиваются с теми же проблемами, что и все остальные, - это нюансы, спровоцированные внешними факторами, ограничения импорта и экспорта, - перечислила Елена Еловик. – Многих волнует, как защитить себя от риска неплатежей со стороны заказчиков, как перекрыть кассовый разрыв до поступления выручки. В своём сообществе мы стараемся находить пути решения этих вопросов, выступаем с законодательными инициативами на федеральный уровень, чтобы облегчить жизнь предпринимателей».
Время новых возможностей и решений
За год факторинговый портфель Абсолют Банка в Челябинске вырос в 3,5 раза. Здесь рассматривают заявки на любые суммы, но, как правило, минимальная сумма заявки начинается от 50 млн рублей. За год средний чек вырос в 2 раза, что говорит о доверии клиентов и подтверждает востребованность продукта.
«Нашим клиентам в Челябинске интересны агентский факторинг для оплаты поставщикам (он особенно эффективен в качестве альтернативы кредитованию), классический факторинг для финансирования задолженности покупателей (как с регрессом, так и без регресса на клиента), а также новые продукты и программы — например, импортный агентский факторинг, факторинг с коммерческим кредитом и программа финансирования для автопроизводителей, - перечислила Юлия Нилова. - По нашим наблюдениям, чаще всего в нашем регионе используют факторинг производственные предприятия, компании, работающие в транспортной отрасли и ЖКХ».
Значительно повысило доступность и эффективность этого продукта для бизнеса развитие цифрового факторинга. Например, цифровая платформа А.Факторинг позволяет в режиме реального времени обрабатывать большой объем заявок и принимать решения по поставщикам за несколько минут. Клиент может все операции провести онлайн, без посещения офиса. Через личный кабинет в электронном виде направить заявку и другие необходимые документы. Все процессы прозрачны, а от заявки до получения денег проходят считанные дни. На платформе могут взаимодействовать все участники сделки: подписывать документы, получать деньги, контролировать платежи, анализировать отчеты.
«Недавно заметила тенденцию: у начинающих и даже многих действующих предпринимателей нет стратегии развития на 3-5-10 лет вперёд, - поделилась Елена Еловик. - Когда человек находится в рабочем процессе, он может не видеть всех горизонтов. Но когда мы встречаемся, выходим из этого процесса и смотрим на свой бизнес со стороны или сверху. Общаясь с коллегами, получаем новые знания, вспоминаем, что нужно сделать, какие есть возможности, расширяем кругозор».
Не рубить сплеча
Эксперты отмечают, что за последний год около 40% южноуральских предпринимательниц перешли из ИП в категорию самозанятых.
«Это более удобная форма ведения бизнеса на сегодняшний день, - объяснила Никонорова. - Ведение полноценного бизнеса подразумевает под собой бухгалтерский учёт, сдачу отчётности, а многих это всё пугает. Моя компания как раз обслуживает предприятия самых разных направлений и масштабов: мы берём на себя документооборот, налоговые вопросы, защищаем тыловую сторону бизнеса. Помогаем бизнесу родиться, жить и даже красиво и правильно уйти, если надо. Считаю, что собственник должен заниматься развитием бизнеса, а хозяйственные проблемы переложить на других. В нашей команде – бухгалтеры и юристы. И, кстати, за 25 лет своей практики я очень мало встречала финансовых директоров или главных бухгалтеров мужчин. Это ещё раз доказывает гибкость и дотошность женщин в решении сложных вопросов!»
«У меня есть такой пример: моя знакомая имела свой event-бизнес, она могла организовать мероприятие любого уровня и масштаба, занималась этим несколько лет подряд, но вдруг что-то случилось, и она резко пропала, прекратила заниматься всем, ничего о ней не было слышно целый год, - рассказала Юлия Никонорова. - Потом женщина словно восстала из пепла: сейчас у неё салон красоты, кроме того, она уже выступает в роли бизнес-тренера, учит желающих тому, чем сама занималась много лет. Её даже пригласили в институт культуры председателем на дипломных работах. То есть женщина захотела – и снова она лучшая!»
О героинях нашего времени эксперты готовы рассказывать бесконечно.
«Моя знакомая юрист по образованию, ушла в первый декрет, во второй, в третий… И вдруг я с удивлением узнаю, что она организовала швейное производство и уже поставила его на поток, - сообщила Оксана Бондаревич. – При этом детей у неё четверо - младшей дочери два года, а старшая только-только пошла в первый класс, представляете? Начинала знакомая с детских вещей, а сегодня отшивает очень стильную одежду для взрослых из качественных тканей. Я в восхищении!»
«Тоже поделюсь своими примерами, - подхватила Елена Еловик. - В нашем комитете есть Наталья Кобелькова. Они с мужем открыли специализированный медицинский центр, единственный в нашем регионе, где работают с детьми, у которых ДЦП. Через некоторое время они автоматизировали все процессы, наладили работу центра, и Наташа стала уделять своему действующему бизнесу два-три часа в день по будням. Потом она родила, у неё открылись новые способности, и она увлеклась бижутерией. Настолько плотно, что открыла свое производство браслетов, колье и прочей бижутерии. Средний чек за изделии - 1,5-2 тыс. рублей. Наташа смогла монетизировать свое хобби. Разве это не здорово? Другая участница нашего комитета Наталья Симонова, у них совместный бизнес с мужем - завод по переработке пластика, из переработанного сырья они потом изготавливают продукцию для благоустройства. Это очень крутая тема! Пока Наталья занималась маленькими детьми, производство возглавлял ее муж Владимир, потом она к нему присоединилась и сегодня известна как замечательный управленец. Сегодня Наталья и Владимир планируют масштабировать своё производство по всей России. Расскажу про себя: у меня много лет небольшой колл-центр, мы работаем на разных проектах, обслуживаем крупные предприятия. Например, являемся удаленным колл-центром «Гиппократа», принимаем звонки и консультируем пациентов, а сотрудники медцентра на месте занимаются только своими профильными задачами. У меня пять работниц, они работают удаленно, и я рада, что даю возможность трудоустройства женщинам, которые сидят дома с детьми. Они не тратят деньги на проезд, одежду, обеды. Причем формат работы такой, что девочки не сидят постоянно за компьютером. Я вообще призываю всех предпринимателей к тому, чтобы непрофильные задачи убирать из бизнес-процессов, концентрируясь на своих главных задачах. Это намного выгоднее, чем трудоустраивать людей».