Как в России ограничат властную элиту?

На днях группа депутатов предложила проверять пожилых госслужащих на отсут­ствие психических отклонений. Почему только пожилых, осталось неясным. «Единоросс» Андрей Исаев хотел было запретить «властные династии» (см. «АиФ» № 37). Но вышел конфуз: выяснилось, что запрет ударит по самой «Единой России» и ВИП-семьям, - закон объявили несвоевременным и нарушающим права человека.

   
   

Между тем Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на этой неделе лично проведёт «круглый стол» «Открытая трибуна». Говорить будут именно об анти­коррупционных инициативах. Для затравки госмужи обсудят проект Дмитрия Медведева о контроле за расходами чиновников. А также идею вообще запретить госслужащим и их родственникам иметь загрансобственность. Ситуация пикантная: главный авторитет для «ЕР» - президент Владимир Путин - на днях назвал идею полезной, а вот официальный лидер партии, премьер Медведев, запрет на заграничную недвижимость раскритиковал. Масла в огонь подлил бывший министр финансов Алексей Кудрин. Он рассказал, что знает несколько министров, у которых есть «квартирки» за рубежом, и они скорее уйдут с постов, чем расстанутся с этим жильём...

Ни шагу за границу!

«Это даже не вопрос борьбы с коррупцией, - пояснил «АиФ» один из авторов «заграничных запретов» депутат Евгений Фёдоров. - Нужно обрубить возможности манипулировать российскими чиновниками из-за границы. Их загрансоб­ственность - угроза суверенитету страны». Кстати, буквально на днях на этот счёт разгорелся очередной скандал. Якобы кто-то из сотрудников МИДа анонимно описал коррупционные грешки руководства ведомства. Кроме прочего, в «открытом письме» утверждалось: один из приближённых к С. Лаврову высоких чинов С. Сантурян имеет... американское гражданство! «Про все факты не знаю, но о советнике Лаврова с американским паспортом - правда», - прокомментировал ситуацию депутат Александр Хинштейн. Кроме запрета на собственность, из которого автоматически вытекает, например, и запрет на браки с иностранными гражданами, Е. Фёдоров предлагает ещё и запретить детям госслужащих учиться за границей.

«Некоторые ограничения на загранактивы стали бы разумной мерой, - говорит Виктор Козбаненко, профессор, доктор юридических наук, ректор Госуниверситета управления. - Должна складываться мораль: твои сбережения должны оставаться внутри страны, на благо которой ты и работаешь. Однако одними запретами ситуацию не изменить, а правила должны быть понятными и выполнимыми». Но как раз к выполнимости наших законов и правил у экспертов ворох претензий.

Запад - не указ?

«Совет Европы в 2000 г. принял Модельный кодекс служебного поведения чиновников, он стал основой и для подобных ведомственных документов в России, - говорит Владимир Южаков из Центра стратегических разработок. - Но наши ограничения сформулированы так слабо, что почти не работают. В законе нет прямого запрета на действия чиновника в ситуации конфликта интересов - когда он должен принимать решения насчёт компании, принадлежащей его родственникам или друзьям. Швейцарские чиновники на любую встречу приходят с бумагой-декларацией, где написано, дела каких компаний и людей они не могут из-за конфликта интересов даже обсуждать».

Госслужащий, как гласит Европейский кодекс, не должен допускать столкновения «частных интересов с его публичными служебными обязанностями», «обязан всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов». Поэтому, например, президент Германии К. Вульф в этом году предпочёл уйти в отставку, когда выяснилось, что гостиницу в некоторых поездках ему оплачивал один из местных бизнесменов. А немецкий министр обороны К. Гуттенберг сложил полномочия «всего лишь» из-за обнаруженного в его кандидатской диссертации плагиата.

А что у нас? Веру в «честность и беспристрастность» наши чиновники подрывают безнаказанно и ежедневно - судя по новостям о «дольках» в бизнесе, покупках дорогих авто или мебели в служебные кабинеты. Так, новую обстановку для главы Ямала недавно решили приобрести за 3 млн руб., для главы Чечни - аж за 11 млн руб., с позолотой. Такое невозможно, например, в соседней с нами Литве: «Общество контролирует траты чиновников, - говорит Сергей Муравьёв из «Трансперенси интернэшнл - Литва». - Министры просто не решатся так транжирить деньги на глазах у налогоплательщиков». Кстати, в Литве недавно заработал закон о незаконном обогащении - аналог российского законопроекта о контроле за расходами. Есть и первый «улов»: один из чиновников оштрафован на 30 тыс. долл.

   
   

«Проблема наших законов в том, что более полутора миллионов чиновников гребут под одну гребёнку - от министра до самого маленького клерка, - говорит Алексей Коново из Высшей школы экономики. - Но всех проконтролировать невозможно. Начать надо с узкого круга людей, которые занимают самые высокие коррупционно опасные должности». Тогда и у жуликов средней руки сразу станет намного меньше возможностей растаскивать наши деньги.