«Адаптируемся ко всему». Эксперты о малом бизнесе, кредитах и внедрении ИИ

Челябинские эксперты обсудили развития МСП в регионе © / АиФ-Челябинск

Что помогает небольшим предприятиям Челябинской области развиваться и открывать для себя новые горизонты? Почему важно разрабатывать чёткий бизнес-план и осваивать нейросети?

   
   

Эти и другие вопросы обсудили челябинские эксперты на пресс-конференции «АиФ-Челябинск», посвящённой обсуждению итогов развития МСП в регионе в 2025 году.

Меняется, но продолжает расти

Одним из основных индикаторов состояния МСП традиционно считается численность индивидуальных предпринимателей и компаний. По данным ЧОО «Опора России», за 2025 год, который ещё не завершён, на Южном Урале более 141 тыс. субъектов МСП по Челябинской области.

«Это на 3% больше по отношению к 2024 году, и это доказывает, что всё-таки бизнес держится на плаву, — констатировал факт вице-председатель Челябинского областного отделения „ОПОРА РОССИИ“ Алексей Ларин. — Да, какие-то формы осуществления деятельности перетекают в другие, идёт реорганизация, но МСП всегда обладал таким ключевым качеством как максимальная возможность к адаптации в меняющихся неблагоприятных условиях. Растёт и количество самозанятых, сейчас в регионе их более 311 тыс. Мы ежемесячно выезжаем в муниципальные округа, встречаемся с предпринимателями и видим, что самозанятость пользуется серьезным спросом. Ежегодно наблюдается её двукратный рост. Так что задача, которая стояла перед государством, — „обелить“ экономику с помощью оформления самозанятости, выполняется».

По его словам, очень хорошо себя чувствует и развивается IT- сфера, микробизнес с небольшим количеством сотрудников. Наблюдается рост порядка 6% у сферы общепита, торговли и сферы туризма. Есть тенденция на «перетекание» малого и микробизнеса из привычной торговли в другие сферы экономики, поскольку продуктовый ритейл был серьёзно подкошен сетями, а продажи товаров легкой промышленности — бурным развитием маркетплейсов.

ИИ, изменивший мир

«За последние 12 месяцев все кардинально изменилось: в нашу жизнь вошли нейросети и искусственный интеллект. Теперь вопрос к МСП, насколько он адаптируется к этим новым условиям, готов ли осваивать нейросети и внедрять их в свои бизнес-процессы, — заявил руководитель Комитета ЧОО „Опора России“ по стратегии и прикладным инновациям Олег Извеков. — Тот, кто сегодня грамотно применяет нейросети, получает серьезные преимущества по сравнению с теми, кто что-то делает „на коленке“. И эта разница будет только нарастать. Если раньше мы с вами искали что-то в сети, используя поисковые системы, сейчас уже у подавляющего количества потенциальных клиентов стоят всякого рода нейросети, мобильные приложения и люди всё чаще и чаще обращаются именно к ним. У МСП, который раньше специализировался на СММ, на классическом таргете в сети, на создании сайтов, лендингов и т.д. начнутся серьёзные проблемы, потому что посещаемость тех же сайтов, лендингов и классических мобильных приложений падает и будет падать дальше».

Однако эксперт выразил уверенность в том, что цифровая революция не лишит людей работы, человеческий ресурс массово не высвободится. Креативная индустрия, ИИ и всё, что сейчас появляется в нашем мире, частично заменит какие-то профессии, но при этом появится огромное количество новых, поэтому работы хватит всем.

   
   

«Ещё один серьёзный тренд, который я бы отметил, — проблема МСП и большого бизнеса совсем не в высокой налоговой нагрузке и не в недоступности кредитов, — поделился Олег Извеков. — Если даже большинство компаний просто залить деньгами, развития у них не случится. Потому что у у многих напрочь отсутствует стратегия развития их бизнеса, хотя бы на 12 месяцев. Многие компании элементарно не понимают, что собой представляет их продукт, как его выводить на рынок, кто их целевая аудитория, не занимаются анализом. Они живут по принципу „нам бы день простоять да ночь продержаться“. Но бизнес, у которого нет нормальной стратегии, обречён. Сейчас успешно развиваются креативные технологии, и всё, что связано, например, с умными городами, с приборостроением. К слову, 70% всех приборов для нефтянки и газа сегодня делаются именно в нашем регионе».

«Буквально вчера на челябинском промышленном форуме обсуждали тему внедрения ИИ. Действительно, он все больше проникает в промышленность, начиная с контроля систем безопасности каких-то рутинных операций заканчивая объективной аналитикой, — поддержал руководитель аппарата ЧРО ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ „СОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ“ Сергей Кашигин. — Есть сложности с внедрением ИИ в промышленность: российские продукты дороги и не так развиты, как зарубежные аналоги. Но используя доступные продукты иностранных разработчиков, есть риск утечки ценной информации. Наши разработчики должны давать доступные и функциональные решения. Сейчас перед нами стоит масштабная задача — за предстоящие 10 лет повысить темпы роботизации в 5 раз! Всё это требует инвестиций, поэтому доступные средства МСП нужны. Средний бизнес задействован в кооперации с крупным, поэтому должен удовлетворять требованиям по качеству и срокам выработки продукции, по соответствию технологических процессов и оборудования, это опять же инвестиции».

Развитие без финансовой нагрузки

У МСБ Челябинской области есть возможность воспользоваться программой льготного кредитования, разработанной Министерством экономического развития России, совместно с Банком России и Корпорацией МСП в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», который предполагает ежегодную поддержку в сумме до 100 миллиардов рублей на подобные кредиты с 2025 по 2030 год.

«Программа охватывает компании из приоритетных отраслей по ОКВЭД: обрабатывающее производство (металлоизделия, электрическое оборудование, мебель, лекарства, автомобили, компьютеры, одежда, текстиль, кожа, пищевая промышленность, пекарни), гостиничный бизнес, научно-техническая сфера (исследовательские центры), — перечислил вице-президент — региональный директор ПСБ в Челябинске Алексей Юхачёв. — Предприятия из этих сфер могут инвестировать в рост и масштабирование без лишней финансовой нагрузки. Программа ориентирована на инвестиции, которые помогут бизнесу модернизироваться — это строительство, покупка оборудования, техническое перевооружение производства. Суммы зависят от размера бизнеса: микропредприятия и ИП — от 50 до 200 миллионов рублей; малые предприятия — от 50 до 500 миллионов рублей; средние предприятия — от 50 миллионов до 2 миллиардов рублей».

Процентная ставка привязана к ключевой ставке ЦБ. Если ключевая ставка выше 12%, то ставка по кредиту будет на 3,5% ниже нее на момент подписания договора. Если ставка ЦБ 12% или меньше — скидка 2,5%, но в любом случае не ниже 3% годовых. Это ниже рыночных предложений, особенно в условиях турбулентной экономики. Кроме того, продолжается поддержка старых кредитов: если ваш бизнес взял займ по программе, действующей в 2019–2024 годах, субсидии сохранятся, и банк ПСБ сможет предложить льготные условия.

Инструменты поддержки в первую очередь ориентированы на предприятия, развитие которых вли c6c яет на экономику региона, — это те, кто сконцентрирован на импортозамещении и обеспечении обороноспособности страны.

«У МСП востребованные все меры поддержки, которые предоставляет центр „Мой бизнес“, — отметил Алексей Ларин. — Ставки по займам там от 1% до 16%, а суммы — до 5 млн. Каждый раз, выступая в предпринимательской аудитории, я прошу поднять руки тех, кто пользовался мерами поддержки или кредитными средствами. Из 30 человек поднимают 8-10. Из числа тех, кто обращался за поддержкой и получал отказ — 2-4 руки. Причины разные: где-то неформальная занятость, где-то не могут найти поручителей. Но таких ситуаций мало».

Стоит отметить, что МСП важна не только финансовая поддержка, но и другие инструменты, способствующие развитию бизнеса. Так, ПСБ в партнерстве с Минэкономразвития РФ реализуют программу «Новое звание — предприниматель», которая помогает действующим военнослужащим, ветеранам СВО и других боевых действий, военным пенсионерам и членам их семей запустить бизнес с нуля. Это комплексное решение как для уже действующих предпринимателей, которые ищут способы воплощения своих идей в жизнь, так и для начинающих, без опыта ведения бизнеса. Программа «Новое звание — предприниматель» включает в себя профориентацию, онлайн-обучение, помощь с выбором бизнес-идеи и разработкой стратегии, а также финансовые инструменты для запуска своего дела.