Без наличных. Почему торговый эквайринг удобен для покупателей и продавцов

В Челябинской области безналичный способ оплаты покупок набирает все большую популярность. По данным исследований финансовых сервисов, половине российских регионов именно так расплачиваются более 60% людей. Для бесконтактной оплаты покупок используют в основном смартфоны или банковские карты.

   
   

Быстро и удобно

Внедрение приема безналичных платежей с карты в обычную практику работы торговых организаций, продающих товары и услуги, значительно упростило и их работу, и жизнь потребителей. Покупатели могут не носить с собой наличные для платежей, а торговые точки обеспечивают высокую скорость и удобство обслуживания при оплате с карты.

«Преимущества у каждого способа оплаты свои. В случае с наличкой — это живые деньги, которыми можно оплатить покупку в любой момент. Для продавца прием наличных означает, что деньги у него появляются сразу после совершения операции продажи, — рассуждает замдиректора по научной работе Уральского филиала Финуниверситета при правительстве РФ, к.т.н., доцент Ирина Кетова. — Кроме того, он получает немедленный доступ, контроль над своими деньгами, и для этого ему не нужно иметь никаких устройств, не нужно платить комиссии при наличном расчете. Зато всегда есть риск наличные средства потерять. Носить при себе деньги небезопасно и просто неудобно. Большие суммы вообще никто и никогда не посоветует постоянно носить при себе или хранить дома или на работе: могут украсть. К тому же с наличными средствами сложнее бухгалтерия: когда требуется учет и нужно платить налоги, возникает вопрос, какую сумму платить. Вот поэтому сегодня все большую популярность приобретают безналичные способы оплаты. Речь об эквайринге и системе быстрых платежей как уже более усовершенствованном способе безналичной оплаты».

Действительно, эквайринг — это технология, которая позволяет расплачиваться за покупки товаров прямо со счета банковской картой либо смартфонами через интернет или терминалы. Эквайринг применяется в магазинах, точках сервиса, для приема обязательных коммунальных и любых других безналичных платежей.

Когда первые сервисы для безналичной оплаты только-только появлялись в Челябинской области, продавцам приходилось совершать достаточно много действий, чтобы принять безналичную оплату за покупки товаров — например, делать снимок банковской карты, поскольку определить наличие средств на счете другим способом было невозможно. Год за годом система совершенствовалась, появлялись терминалы. В наши дни эквайринг стал обязательным элементом практически любого бизнеса, обслуживание которого требует от владельца минимум усилий, а его главная цель — облегчить безналичные расчеты со счета карты.

«Чтобы оплатить покупку картой, человеку не нужен интернет, это плюс, — продолжает Ирина Кетова. — Для продавцов есть минусы: необходимо уплачивать комиссию банку и деньги приходят не сразу, а в течение одного-трёх дней. Кроме того, нужен специальный терминал, если он не встроен в кассу. В последнее время предприниматели стали активно пользоваться системой быстрых платежей. Здесь в отличие от эквайринга ниже комиссия, есть даже нулевая комиссия для малого и среднего бизнеса. А оплата поступает на счет владельца буквально моментально, несмотря даже на выходной или праздничный день. Не нужен терминал как для эквайринга, а касса может быть любой, но желательно, чтоб она поддерживала систему быстрых платежей. Есть и свои минусы. Далеко не все покупатели пока понимают смысл этих платежей, не у всех на телефоне есть интернет, который для этого необходим. Люди с кнопочными телефонами вообще не могут платить с помощью СБП. Да и не все банки поддерживают оплату по куар-коду, ведь код — это система, которая позволяет зашить все реквизиты защиты. Есть еще интернет-эквайринг, когда мы совершаем покупки через интернет-магазины, здесь остро стоит вопрос с финансовым мошенничеством. Все схемы онлайн-грабителей уже известны, населению просто нужно быть бдительнее».

Чтобы не пересчитывать

«В плане сохранности денег эквайринг действительно безопаснее всего, — поделился мнением владелец цветочного бизнеса, директор ОптРоз74 Сергей Иванченко. — За два года работы в наших семи магазинах ни разу не было прецедентов, чтобы при оплате через терминалы у кого-то дополнительно были списаны деньги или произошло что-то еще. Торговый эквайринг по определению очень надежен: POS-терминал соединяется напрямую с процессинговым центром, перехват данных практически невозможен. Кстати, мобильный эквайринг из-за использования смартфона менее безопасен. На мой взгляд, если у бизнеса нет эквайринга, он неизбежно теряет клиентов и прибыль. Во-первых, иногда у клиентов на покупку не хватает наличных денег, а вот на карте средств, как правило, всегда достаточно. Многие люди сегодня вообще предпочитают не носить при себе наличку и расплачиваются исключительно картой. Когда такой возможности нет, клиенты просто уходят к более предприимчивым конкурентам. Во-вторых, эквайринг повышает скорость обслуживания: продавцы не тратят время на пересчёт наличных и сдачи, а значит, быстрее обслуживают покупателей и сокращают очереди. Можно отметить еще несколько преимуществ. Например, при приёме наличных нельзя исключать риск получить фальшивые купюры. Подделать оплату картой гораздо сложнее. К тому же отсутствие наличности в кассе исключает вероятность кражи денег. Пожалуй, единственным минусом эквайринга можно назвать необходимость за него платить. Помимо приобретения оборудования и обеспечения стабильной интернет-связи, нужно регулярно оплачивать обслуживание со стороны банков или сервисов. Благо, в некоторых банках — а таких немного! — нет лимита на входящие платежи. То есть сколько бы не прошло оплаты в какой-то конкретный день, тариф на обслуживание не повышается. В большинстве банков чем больше входящих платежей на расчетный счет клиента, тем выше процент».

   
   

Финансовые эксперты подтверждают: для бизнеса подключение эквайринга — отличная возможность в разы увеличить доход своего бизнеса. Исследования показали, что всякий раз, когда покупатели рассчитываются картой, они тратят примерно на 20% больше денег, чем при расчете наличкой.

«На текущий момент эквайринг остаётся более востребованным вариантом приёма платежей в первую очередь из-за своей простоты — удобно достать карту и приложить к терминалу или, если у вас Android, воспользоваться приложением MirPay, — говорит директор территориального офиса Росбанка в Челябинске Сергей Арещенко. — Тем не менее, мы стараемся предлагать предпринимателям все возможности, которые сейчас предоставляет индустрия. Например, онлайн-кассы 3-в-1, которые могут принимать платёж и по карте (эквайринг), и по QR-коду (СБП), и выполняют при этом ещё и основную функцию — фискализируют платежи и отправляют эту информацию в налоговую».

Эквайринг сегодня — это не просто маркетинговый инструмент для привлечения потребителей, а необходимость. При выборе лояльного банка, надежном оборудовании и его правильном использовании он значительно облегчит процесс торговли и поможет сделать его более удобным и для продавцов, и для покупателей, которые предпочитают рассчитываться картой.