Спор идёт о миллиардах. 15 компаний требуют возбудить уголовное дело

Первый поезд из Китая в ТЛК «Южноуральский» встретили с большой помпой. © / Правительство Челябинской области

Точнее, с новой силой разгорается старый. 15 строительных компаний со всего УрФО, участвовавшие в проекте, обвиняют ОАО «ЭНЕКС», генподрядчика, в том, что ни с одним субподрядчиком компания не расплатилась полностью. Более того, сейчас «ЭНЕКС» находится в стадии банкротства, а значит, велик риск, что деньги никто так и не получит.

   
   

А ведь речь идёт об одном из самых крупных южноуральских проектов, о котором говорили на самом высшем уровне и даже хвастались перед Москвой.

Грузы есть, денег нет

Строительные компании выпустили заявление, где говорится: «В «ЭНЕКСе» заявляли, что всего работ по ТЛК было выполнено на сумму более 5 млрд руб., но заказчик оплатил лишь около 4,5 млрд, поэтому рассчитаться с рядом субподрядчиков нет возможности. Почему, если работы выполнены, деньги за строительство генеральный подрядчик получил практически в полном объёме, он стал банкротом, а последние участники этой цепочки остались ни с чем?»

Особо возмущает строителей, что ТЛК уже открыт, принимает и отправляет грузы, а значит, получает прибыль, но рассчитываться со строительными компаниями никто не спешит. Не помогают даже выигранные судебные иски. Сейчас субподрядчики настаивают на возбуждении уголовного дела по ст. 96 Уголовного кодекса РФ (преднамеренное банкротство) и ст. 159 (мошенничество).

Следует заметить, что многие компании, которые участвовали в строительстве ТЛК, брали кредиты, чтобы продолжать работу, так как свято верили, что на таком серьёзном проекте долги им генподрядчик рано или поздно вернёт.

Поезда идут в обход?

В отношении же самого ТЛК не раз звучали скептические оценки. Напомним, что проект начали разрабатывать ещё при прежнем губернаторе Михаиле Юревиче. Так, политолог Александр Подопригора обращает внимание на то, что железнодорожники запустили сервис по перевозке грузов из Китая в Екатеринбург, минуя Челябинск, и считает, что «эта новая инициатива РЖД, кажется, окончательно ставит крест на широко разрекламированном в Челябинской области проекте ТЛК «Южноуральский», через который почему-то предполагалось массово перевозить китайские товары в Екатеринбург и далее».

   
   

Раскритиковал проект и эксперт Яков Гуревич, который считает преувеличенными как конкурентные преимущества ТЛК, так и поддержку на федеральном уровне: «Начинался этот проект с заявления министра экономического развития области о китайских инвестициях в 1,2 млрд евро, что было опровергнуто вице-премьером Шуваловым и высокопоставленным чиновником с китайской стороны».

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.