Нашел часть черепа. Криминалист – о сложных делах, психологии и убийцах

День криминалистической службы СК РФ отмечается 19 октября. © / СУ СК РФ по Челябинской области

День криминалистической службы СК РФ отмечается 19 октября. Об интересных делах, особенностях работы с подозреваемыми и о том, как современная техника помогает разоблачать убийц, рассказал корреспонденту chel.aif.ru заместитель руководителя отдела криминалистики СУ СК России по Челябинской области Сергей Кухтик.

   
   

Встретили у ворот тюрьмы

Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: Какого рода дела вы ведёте?

Сергей Кухтик: – В основном занимаюсь без вести пропавшими гражданами по всей области, как несовершеннолетними, так и взрослыми. Особое внимание уделяем детям. Стараемся найти их в кратчайшие сроки, чтобы избежать риска совершения в отношении них противоправных действий.

В моей компетенции также такое важное направление, как оказание помощи гражданам в поиске родственников, находящихся в зоне СВО. Ко мне обращаются родственники бойцов со всех концов области. Как только поступает информация о том, что такой-то пропал в зоне СВО, родственники звонят и пишут мне. Я провожу изъятие генетического материала, договариваюсь с экспертными учреждениями.

– Наверное, здесь большую помощь оказывает техника, достижения науки?

– Безусловно. Замечу, что мы большое внимание уделяем уголовным делам прошлых лет. Благодаря научно-техническим достижениям в сфере генетики удаётся раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства и изнасилования, совершённые в прошлые годы.

Так, по одному из подобных дел оставался буквально месяц до истечения срока давности. Изнасилование произошло ещё в начале 2000-х годов. В наше время удалось провести генетическую экспертизу и установить ДНК профиль. Начали проверять по федеральной базе данных и установили, что подозреваемый отбывает наказание в курганской колонии (также по обвинению в изнасиловании) и должен освободиться буквально через день-два. Мы тотчас отправились в Курган в командировку. Встречаем его, довольного, счастливого, и сообщаем о новом обвинении. В итоге суд назначил ему наказание в виде шести лет лишения свободы.

   
   

Убийца тоже искал пропавшую

– Были ли случаи, когда спустя много лет удавалось раскрыть дела, которые, казалось, так и останутся тайной?

– Мне запомнилось одно такое дело. Преступление было совершено в августе 1997 года в посёлке Амурском Брединского района. Тогда пропала девятилетняя девочка. Искали её всем посёлком. Некто Худайбердыев, которого впоследствии разоблачили как убийцу, тоже активно участвовал в поисках. Так часто бывает. К делу мы постоянно возвращались, анализировали, и в итоге его удалось раскрыть.

Подозреваемый в преступлении работал скотником, впоследствии совершил ещё одно убийство. Нашли его в местах лишения свободы, начали допрашивать. Установили, что в день исчезновения девочки он с ней встречался – пригласил домой, угощал сладостями. Девочка отказалась и сказала, что обо всём расскажет родителям. И тогда он решил ребёнка убить, а тело спрятал на скотомогильнике.

– Кажется, дело раскрыто?

– Не всё оказалось просто. Мало признания, надо найти тело. Мы начали поиски на скотомогильнике. Использовали технику – георадар, который может обнаруживать объекты под поверхностным слоем почвы. Но все кости принадлежали животным. Виновный мог уйти от наказания. Но тут к нам обратился тракторист, который сообщил, что вывозил землю со скотомогильника для удобрения огорода. И в какой-то момент обнаружил фрагмент черепа.

Экспертиза позже подтвердила, что останки принадлежат пропавшей девочке. Дело в итоге завершили, суд приговорил виновного к 12 годам лишения свободы.

Все карталинцы были в шоке

– Вероятно, большое значение имеет то, как говорить с подозреваемым? У вас есть особые приёмы?

– Конечно. И опыт показывает, что лучше всего действовать по горячим следам, чтобы не дать фигуранту подумать и выстроить линию защиты. Это показывает и следующее дело, которое я расследовал в 2018 году. В Карталах нашли в собственном доме с признаками насильственной смерти женщину и её 16-летнюю дочь. Отец был на работе в ночную смену. Девочка оканчивала школу на отлично, все знали её как исключительно светлого человека. Для всех это преступление стало шоком. Мать нашли в кровати. Дочь умерла от множественных ранений.

Мы сразу подключились к расследованию. Изъяли всё, что возможно, используя технологические достижения. Заметили, что в наборе ножей на кухне один отсутствует. Мать работала уборщицей в школе, но также занималась шитьём. Заказчики нередко приходили к ней домой. Установили, что накануне приходила покупательница с маленьким сыном и сожителем, Алексеем Городиловым, ранее судимым за разбой и кражу. 16-летняя жертва была дома, и Городилов сразу же положил на неё глаз. Это, конечно, выяснилось позднее.

Посетители ушли довольно поздно, а утром стало известно о страшном двойном убийстве.

– Вы сразу обратили внимание на ранее судимого?

– Да, но опросили при помощи полиграфа весь круг знакомых, включая недавних визитёров. Аппарат, кстати, ничего не показал. Забегая вперёд, скажу, что Городилов принял специальные препараты, чтобы обмануть прибор. Опросили всех по кругу знакомств матери, дочери. Изымали у всех образцы одежды, генетический материал. Установили даже, что рядом была свадьба. Многие гости к тому времени разъехались, некоторые в Казахстан – мы и туда отправляли поручения. В итоге допросили всех участников свадьбы.

Я всё-таки решил ещё раз проверить Городилова. Чтобы не возбудить заранее подозрений, повторно я его допрашивал как свидетеля. Общались с 10 часов утра до 13.50. Я и пользовал определённые психологические приёмы, чтобы успокоить подозреваемого. Вдруг спрашиваю: «Как можете объяснить следы вашего эпителия на стойке для ножей?» Вопрос его застал врасплох. Городилов заявил, что ребёнок бегал, уронил стойку, а он просто вернул её на место. Спрашиваю: «Кто видел?» – «Никто. Все вышли во двор покурить».

Тут для меня стало очевидно, что человек выкручивается.

– Как же в итоге удалось разоблачить убийцу?

– Поехали к нему домой и на умывальнике при помощи криминалистической техники обнаружили маленькое пятнышко крови. Экспертиза подтвердила, что это кровь убитой девушки.

Сергей Кухтик (справа) привез Городилова (в центре) на место преступления для проверки показаний Фото: СУ СК РФ по Челябинской области

– Местные жители, когда узнали правду, не хотели устроить самосуд?

– Когда проводили проверку показаний на месте преступления, пришлось участок оцеплять. Потому что местные жители готовы были вырвать убийцу и расправиться с ним на месте. Убийство Городилов признал частично. Рассказал, что, вернувшись домой, играл за компьютером, но девушка не выходила у него из головы. Выпивал при этом. Ночью, когда его сожительница легла с детьми спать, отправился в тот дом. На глазах девушки убил её мать. Девушка была в истерике, клялась ему, что никому не скажет, но он убил и её. Мы доказали факт двойного убийства, сопряжённого с изнасилованием. Суд приговорил его к длительному сроку лишения свободы.

– Как вы решили стать следователем? Мечта детства или неожиданный выбор?

– Ещё в юном возрасте я смотрел детективы, а также прочитал книгу Льва Шейнина «Записки следователя», где довольно подробно и правдиво рассказывается о профессии. Всем рекомендую. Прочитал эту книгу я ещё в школе. Так и сделал свой выбор. В сериалах и книгах, конечно, всё красиво, про будни там не говорится. А на самом деле это очень непростая работа, которая требует полной самоотдачи.

Был сначала следователем прокуратуры в Южноуральске. Это 1998 год, тяжёлое время. Ездил в командировки, задерживал людей в Москве и Подмосковье. Интересных дел было много. Как видите, выбор профессии следователя должен быть осознанным, с пониманием всех сложностей. Но сейчас идёт много молодёжи в СК. Для них организуются стажировки, в обязательном порядке обучение в школе молодого следователя.