Начало 2026 года омрачилось новостями из разных регионов России о детских травмах, полученных при катании на тюбингах. Несколько десятков сообщений о травмах поступили из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти, из Сургута и Рязани, Краснодарского и Красноярского краёв. А во Владивостоке при катании ребёнок погиб, когда «ватрушка» подпрыгнула на кочке, и он с силой врезался в дерево.
Больше всего пострадали школьники от восьми до 13 лет. Как правило, врачи диагностировали сотрясения и травмы позвоночника. Но если с «дикими», необорудованными трассами, как будто, всё понятно — там за жизнь и здоровье ребёнка отвечают его родители или законные представители, так как никаких спасателей и сервиса на них нет. То как быть с инцидентами на специализированных трассах для катания?
Корреспондент chel.aif.ru разбирался в специфике вопроса.
Травма под присмотром
В феврале 2026 года череда детских травм при катании на «ватрушках» продолжилась на Южном Урале.
В Челябинске 1 февраля в развлекательном центре «Русские забавы» у Шершнёвского водохранилища семилетний мальчик сломал левую руку, точнее плечевую кость. Как выяснило следствие, ребёнок пересекал трассу, и в этот момент в него врезался другой тюбинг, летевший на большой скорости. Мальчика сразу же увезли в больницу, где ему сделали две операции. Врачи говорят, что на восстановление может уйти до полугода.
А чуть ранее, в январе 2026 года, такой же случай произошёл в Магнитогорске. Там пятилетняя девочка сломала ключицу, катаясь на тюбинговой горке в Экопарке. Они с бабушкой решили покататься там после катка. Спуск прошёл нормально, но тут в неё врезался мужчина, который ехал следом.
«По факту случившегося в первом случае завели уголовное дело по статье об оказании небезопасных услуг. А во втором – по другой части той же статьи: об оказании небезопасных услуг группой лиц по предварительному сговору, — сообщила корреспонденту chel.aif.ru помощник руководителя Следственного управления СК РФ по Челябинской области Мария Плеханова. — Устанавливаются лица, ответственные за соблюдение безопасности на развлекательных объектах, и причины, которые способствовали возникновению опасных ситуаций».
После происшествия в Магнитогорске администрация парка ограничила доступ на большую горку для детей ростом ниже 140 сантиметров. Аттракцион даже временно закрывали. В обоих случаях винят в нарушении правил безопасности: в Челябинске — не было должного контроля за трассой, а в Магнитогорске — допустили слишком маленького ребёнка и не следили за интервалом между спусками.
Человеческий фактор
Итак, во всех случаях причиной травмирования на специализированных трассах оказался пресловутый человеческий фактор: тут не проконтролировали, там не проследили. А ведь есть специальные правила и требования для персонала, обслуживающего тюбинговые трассы. В них чётко и чёрным по белому прописано, кто и что должен делать.
Менеджер по персоналу центра лыжных видов спорта Лилия Рустамова объяснила корреспонденту chel.aif.ru, что руководство для персонала тюбинговой трассы разрабатывается организацией, учитывая особенности деятельности, законы и нормы безопасности. В нём прописаны задачи, полномочия, ответственность и распорядок трудовой деятельности.
«В обязанности сотрудника входят наблюдение за соблюдением правил катания, консультирование посетителей, организация посадки и высадки, обеспечение безопасности очереди и соблюдения дистанции. Проверка состояния трассы, подъемника и “ватрушек”, оперативное обнаружение и устранение поломок, — рассказала менеджер. — Кроме того, такой сотрудник имеет право предлагать начальству улучшения в работе трассы, узнавать у него всю необходимую информацию. И именно он несёт непосредственную ответственность за невыполнение своих обязанностей, ущерб, нанесенный компании, и травмы посетителей, возникшие из-за несоблюдения техники безопасности».
Выходит, работодатель, то есть владелец трассы, виноват только в том случае, если он нарушил требования нормативов, предъявляемым к таким трассам? А за недосмотр ответит сотрудник?
Отвечать должны все
С юридической точки зрения, травмы на тюбинговых трассах рассматриваются как ущерб здоровью, возникший из-за предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности. По словам юриста Валерия Сидорова, за обеспечение безопасности посетителей несет ответственность владелец трассы.
«По закону, любая предоставляемая услуга должна соответствовать стандартам безопасности, — пояснил юрист корреспонденту chel.aif.ru. — Если ребенок получил травму на склоне, владелец обязан нести ответственность за произошедшее. За несоблюдение правил безопасности предусмотрены штрафные санкции».
Так как в связи с оказанием услуг, представляющих опасность, были инициированы уголовные расследования, то следователям крайне важно установить причинно-следственную связь между выявленными нарушениями и полученной травмой. В ходе расследования будет проведена проверка соблюдения правил организации трассы, наличия защитных ограждений, проведения инструктажей и квалификации персонала. После этого установят непосредственных виновных и привлекут их к ответственности.
При этом, по словам Сидорова, пострадавшие имеют право на возмещение расходов, связанных с лечением, компенсацию потерянного дохода (при наличии) и морального ущерба.
«Для этого им необходимо собрать все подтверждающие документы: медицинские справки, фото- и видеоматериалы, чеки, свидетельские показания. После этого следует направить претензию владельцу трассы с требованием о компенсации причиненного вреда. В случае отказа в удовлетворении претензии, рекомендуется обратиться в суд», — добавил юрист.
Эти случаи подчёркивают высокую травмоопасность катания на тюбингах даже на специализированных трассах, не говоря про дикие склоны. «Ватрушки» не имеют тормозов и рулевого управления, что увеличивает риск столкновений, падений и ударов о препятствия.
Врачи и эксперты рекомендуют кататься только на специально подготовленных горках под контролем взрослых, использовать защитную экипировку (например, шлем) и соблюдать интервалы между спусками.