Челябинка Ирина (имя изменено — прим. ред.) стала жертвой мошеннической схемы с заменой полиса ОМС. По требованию телефонных аферистов она продиктовала СМС и дала доступ к порталу Госуслуг. И это происшествие затерялось бы в числе других аналогичных, если бы не одно обстоятельство. Ирина — главный бухгалтер одного из челябинских предприятий.
«Я — главный лох»
Именно так говорит о себе 48-летняя женщина сейчас. И утверждает: она имела разговор с отлично подготовленными людьми, умеющими психологически обрабатывать.
Звонок прозвучал в разгар рабочего дня. Собеседник сообщил Ирине, что ее медицинский полис требуется заменить. Для этого нужно продиктовать код из СМС, которое сейчас поступит на ее телефон. И она, не задумываясь, продиктовала.
«Самое смешное — конечно, я тысячу раз слышала из каждого утюга, что нельзя никому диктовать никакие коды, — говорит женщина. — И знакомые мои сто раз рассказывали, как попадали в неприятные ситуации подобного рода. Но я, как завороженная, разговаривала и не могла остановиться».
Ирина смутно помнит, что ее просили называть еще какие-то коды. А потом... ни много ни мало — обвинили в пособничестве Украине. И только тут у женщины проснулся разум: это же обман!
«Пострадали и многие знакомые»
Ирина бросилась в полицию, оттуда — в МФЦ. Говорит, никаких кредитов на нее не оформили, она успела поменять пароль от Госуслуг. Однако предупредили: все ее данные — паспорт, СНИЛС, ИНН — теперь в лапах мошенников. И они могут использовать их, как посчитают нужным, в любое время. Теперь женщина как на иголках.
«Ведь пострадали и многие мои знакомые, — откровенничает она. — Я умная, образованная, уж точно была уверена, что никогда не попадусь на такой наглый развод. У подруги сестра живет в Москве, работает в налоговой. Тоже пароль от Госуслуг по звонку дала, микрозаймов миллионов на семь взяли за ночь! До сих пор все тяжбы идут судебные, с микрофинансовыми организациями. Бедная девка, муж ушел к любовнице, двое детей, мама болеет, и этот «геморрой» еще — ничего хорошего».
Тысячное предупреждение
О том, что никакие силовые структуры, сотовые операторы, соцстрах и прочие организации никогда не просят пароли из СМС, не говорят только ленивые. Почему же россияне так просто попадают в сети мошенников? Что это — привычка верить на слово? Уверенность, что «уж со мной-то точно ничего не случится».
Вначале июля 56-летняя жительница Миасса пошла в этой мошеннической схеме, можно сказать, до конца. И лишилась более одного миллиона рублей!
В случае Ирины все обошлось более-менее малой кровью. Жительница Миасса же не распознала обман на протяжении длительного времени.
После того, как она назвала СМС-код к порталу Госуслуг, с ней связались снова, заставили купить новый смартфон с сим-картой. А потом сообщили, якобы от ее имени взяты несколько кредитов, ей грозит обвинение в госизмене. И тут женщина не поняла, что это наглое вранье. Чтобы справиться с проблемами, установила приложение, которое скинули мошенники, взяла кредит на 1,2 млн рублей, и перевела деньги по указанным реквизитам.
Важно!
«Полицейские напоминают, что полисы обязательного медицинского страхования российских граждан являются бессрочными. При этом, заменить бумажную копию документа на электронную, можно на добровольной основе с помощью портала „Госуслуги“, — комментирует пресс-служба регионального Главка. — Подобные процедуры являются полностью бесплатными и не требуют установки каких-либо мобильных приложений. В случае замены или получения электронного полиса гражданину предоставляется QR-код, который можно предъявлять при обращении в любое российское медицинское учреждение. Сотрудник полиции информируют, что госорганы никогда не запрашивают коды из СМС, это делают только мошенники».