На Юге Челябинской области продолжается борьба с лесными пожарами, которые угрожают сёлам. По данным на 10 июля, огонь прошёл 14 тысяч га. Площадь активного горения удалось сократить с 4700 до 20 га. Однако ранее огонь успел перекинуться на строения в посёлках Джабык и Запасное, некоторые жители остались без домов. Специалисты рассказали, что могло стать причиной возгораний.
Дождей не было с весны
В главном управлении лесами по региону считают, что возникшие пожары не носят антропогенный характер. Часто в возгораниях леса действительно виноваты люди, оставившие непотушенный костер или окурок. Однако в данной ситуации наиболее вероятной причиной масштабного ЧП называют сухие грозы.
«С начала пожароопасного сезона на территории Верхнеуральского, Карталинского и Нагайбакского районов дождей не было вообще никаких, зато было аномальное количество сухих гроз, Только на моей территории произошло 8 лесных пожаров по этой причине. Этот год очень тяжёлый по погодным условиям, я такого не помню. Трава – как порох», – рассказал руководитель Верхнеуральского лесхоза Пётр Ходырев.
Эффективным средством против сухих гроз могли бы стать молниеотводы, однако, по данным ГУ лесами, ни одного такого устройства на территории Карталинского и Нагайбакского районов не было.
«На самых высоких точках ставить молниеотводы – разумно. Думаю, что лесники в перспективе могли бы этим озаботиться», - считает доцент кафедры теоретической физики Челябинского государственного университета Сергей Замоздра.
Наш собеседник озвучил и еще одну версию возникновения пожаров на юге Челябинской области – оставленные в лесу и степи стеклянные бутылки.
«Много стекла валяется в лесах и полях. Оно и могло стать причиной возгорания. Это людей воспитывать надо. Бутылка лежит, фокусирует свет. Может, конечно, у пожарных есть метеоданные по сухим грозам, но более простое объяснение – это стекла, - рассуждает Сергей Замоздра. – Пожарные об этом знают и закапывают бутылки. Но каждое стеклышко отследить, конечно, невозможно. С этим может бороться только воспитательная деятельность».
Три уголовных дела
9 июля пресс-служба прокуратуры Челябинской области сообщила о возбуждении по фактам лесных пожаров трех уголовных дел.
«Прокуратурой поставлен на контроль ход расследования трех уголовных дел, возбужденных органом дознания МЧС по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений в крупном размере)», - сообщила старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева.
Почему дел именно три и есть ли в них фигуранты? Источник в МЧС сообщил, что информацию о фигурантах уголовных дел лучше не раскрывать в интересах следствия. На вопрос, могут ли уголовные дела по второй части 291-й статьи не иметь фигурантов, источник ответил утвердительно. Более того, таких дел большинство: наш собеседник не вспомнил об аналогичных делах, в которых были бы фигуранты.
Ситуацию прояснили в пресс-службе Главного управления лесами Челябинской области.
«Количество уголовных дел соответствует количеству возгораний, - сообщила пресс-секретарь ведомства Ксения Барыкина. – По каждому факту возгорания, приведшего к уничтожению лесов в крупном размере, автоматически заводится уголовное дело. Наши все сейчас на месте пожаров. Говорят, что наиболее вероятная причина возгораний – сухая гроза. Я сама была в Карталинском районе недавно. Трава там хрупкая как стекло, вся сухая, она буквально ломается под ногами. Прибавьте к этому ветер 15 метров в секунду».