Борьба за умы. Террористы из Сирии завербовали пятерых южноуральцев

Рассадник радикального исламизма пресекли оперативники в Усть-Катаве. На рынке изъята экстремистская литература, а у лидера группировки, ранее судимого за убийство, - компоненты изготовления взрывчатки.

   
   

Реальная угроза

«Челябинская область всегда была интересна представителям террористических структур в связи со своей многонациональностью, - говорят в региональном управлении ФСБ. - Экстремисты пытаются проникнуть на территорию под различными предлогами, в том числе как благотворительные фонды, образовательные организации и посредством миссионерской деятельности. Вовлечение в группировки происходит как в мечетях, так и через интернет-знакомства. Непринуждённое общение постепенно переходит в религиозную плоскость. Вербовщик подменяет понятия, убеждая жертву в неправильности суждений. При этом склонить к радикальному, фактически сектантскому, направлению ислама удаётся не только мусульман, но и представителей других религий».

Как рассказал Анатолий САРАЕВ, старший помощник прокурора области, в прошлом году в регионе было совершено 23 преступления экстремистского характера и 10 - террористического. Несколько человек уже приговорены к длительному тюремному заключению. Кроме того, пять южноуральцев в результате вербовки отправились воевать в Сирию на стороне ИГИЛ - запрещённой в России организации. Один из них - семьянин с высшим образованием - позже вернулся через Казахстан и сам пришёл с повинной в ФСБ. Дело на него решили не возбуждать, а вот розыск остальных до сих пор ведётся. Оперативники уверены, что в конце концов они возвратятся, чтобы построить халифат на Южном Урале.

Как противостоять?

Ислам в области исповедует около 500 тысяч южноуральцев. Как считает хаджи-хазрат Ринат Раев, муфтий Челябинской и Курганской областей, распространению радикальных религиозных течений в первую очередь способствуют пробелы в образовании мусульман. Имамы-самоучки из небольших населённых пунктов зачастую даже не следят за тем, какая литература запрещена Минюстом РФ. Им подчас сложно противостоять радикальным исламистам с их великолепным знанием арабского языка, цитирующим Коран и рассказывающим о паломничестве в Мекку.

Как говорят оперативники, многие из нынешних террористов в 1990-е годы прошли обучение в медресе «Аль-Фуркан» в Оренбургской области, а затем принимали участие в военных действиях на Кавказе и терактах в Москве. Среди вербовщиков редко встречаются арабы, в большинстве это русские, внешне не отличающиеся от обычных южноуральцев. Подвёрнутые брюки и борода уже ни о чём не свидетельствуют. Вербовщики - хорошие психологи и умеют вычислять людей, поддающихся влиянию.

«Борьба за мировоззрение сегодня выходит на первый план. Проявлению радикальных форм ислама способствуют экономический кризис и политическая нестабильность, когда рушатся государства, люди теряют жизненные ориентиры», - констатирует Александр НАХТИГАЛЬ, зампредседателя Ассамблеи народов Челябинской области.

Эксперты надеются, что противостоять экстремизму поможет медресе в Троицке, которое вместе со старинной мечетью планируется восстановить к 2017 году. Тех же, кого уже завербовали в террористические группировки, могут образумить только их родственники.