«Взрыв, пламя, крики, страх». 35 лет со дня Ашинской трагедии

Больше десятка вагонов в момент катастрофы сбросило с путей © / Владимир Сварцевич / АиФ

Ровно 35 лет назад, в ночь с 3 на 4 июня 1989 года, под Ашой произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории России и СССР. В эпицентре мощнейшего взрыва газа оказались два встречных поезда. Погибли сотни людей, столько же остались инвалидами. К годовщине трагедии chel.aif.ru собрал хронологию событий той страшной ночи и воспоминания очевидцев, ставших невольными участниками трагедии.

   
   

Роковая встреча

Встречу двух пассажирских поездов на 1710 километре Транссибирской магистрали иначе как роковым стечением обстоятельств не назовёшь. Составы должны были пересечься в 35 километрах от этого места. Однако оба отставали от графика.

3 июня в 19:03 скорый поезд № 211 Новосибирск — Адлер отправляется из Челябинска, куда прибыл с опозданием на полтора часа. На станции в хвост состава цепляют ещё один вагон — в нём ученики школы № 107 и хоккеисты молодёжной команды «Трактор 73». Поезд трогается. В нём — 20 вагонов. В большинстве из них — семьи с детьми, группы школьников. Они едут на юг, к морю.

В 22 часа бригада одного из проходивших в районе 1710 километра поездов чувствует запах газа и предупреждает диспетчера. Проблему собираются решать утром. Движение поездов не останавливают.

В 23:41 из Уфы отправляется скорый поезд № 212 Адлер — Новосибирск. На момент прибытия на станцию его отставание от графика составляло более часа. В составе поезда 17 вагонов.

Следовавший с курьерской скоростью поезд № 211 к моменту прибытия в Ашу почти навёрстывает отставание от графика. Но на станции задерживается — у одного из маленьких пассажиров поднялась температура. Тем временем поезд № 212 объезжает станцию Улу-Теляк по боковому пути, обгоняя состав с нефтепродуктами.

В 1:13 оба поезда въезжают в плотное белое облако. Через минуту гремит взрыв — такой силы, что обшивки вагонов разлетаются на километры, в радиусе 12 км от эпицентра в домах выбивает стёкла. Покорёженные вагоны сходят с рельсов. Поезда охватывает пламя.

   
   

«Папа, у меня в ручках кофеты?»

«Хоть я была и маленькая, но помню всё как сейчас: взрыв, пламя, крики, страх... Слава Богу, все в моей семье остались живы, но забыть это невозможно. Мы ехали в третьем вагоне в 211 поезде, была ночь... мой папа был в другом вагоне (он был в видеосалоне). Когда прогремел взрыв, мы подумали, что началась война. Папа как-то оказался на улице и пошёл, сам не зная куда — от взрыва помутнело сознание, — но, как оказалось потом, шёл он по направлению к нам. Мы стояли в середине купе и не могли выбраться, всё капало и всё горело, не могли выбить стекло, но потом оно само разбилось из-за температуры. Мы увидели папу и стали ему кричать, он подошел, мама выкинула нас (детей) ему в окно, было очень высоко и так мы выбрались. Было очень холодно, ноги прилипали к земле. Мама взяла одеяло зубами, так как руки были обожжены, закутала меня и мы шли несколько километров по рельсам, по мосту, по которому ездят только поезда, было ужасно темно. В общем, если бы папа пошел в другую сторону, всё бы сложилось по-другому», — вспоминала события той ночи Татьяна С.

Взрыв на путях произошёл из-за утечки на трубопроводе, находившемся менее чем в километре от железной дороги. Погода стояла жаркая, безветренная. Сжиженный газ скопился в низине у рельсов и предположительно вспыхнул из-за искры от токоприёмника одного из локомотивов. Гигантский пожар охватил площадь в 250 гектаров, взрывная волна выкорчевала деревья, а рельсы скрутило в петли.

«Ехали в купе, с нами ехала молодая мамочка с мальчиком 6-8 месяцев и её мама. Взрыва не слышал ни я, ни дочь, мы с ней и проснуться не должны были, наверное. Супруга с дочкой спали на нижней полке, я на верхней. Бабушка с внуком на нижней, молодая мама на верхней. Спал на животе, и тут как из погреба: „Валера, Валера...“ Открыл глаза: купе горит. „Бога мать, где Олеся?“ Перегородок нет, стал раскидывать остатки перегородок, кожа на пальцах как на сваренных сосисках вывернулась сразу. „Папа, папа...“ Нашёл! В окно, маме! „Папа, это война? Это немцы? Пошли домой скорей...“ Бабушку с внуком в окно. „Спасите Наташу!“ Верхнюю полку вместе с ней сорвало, сидит в углу, полка на голове. Шифоновое платье растаяло на ней, вся в пузырях. Рукам моим больно, попытался спиной, обжёг о таящий дерматин. Поднимается с полкой. Вырвал полку руками, голова проломлена, виден мозг. Кое-как в окно её и сам туда же.

Мы шли пешком. Я через 20 лет после аварии прошёл тот путь ещё раз. Это было правильное решение тогда. Кто-то лез в реку, в воду, там и умирал, кто бежал в лес. Жена с сломанным голеностопом несла на спине доченьку. Она не плакала, не кричала, четвёртая степень ожогов, нервные окончания сгорели. На полустанке — две-три казармы — собралось человек 30. Дикие крики выживших, как будто разом проснулись все мертвецы в мире. Через какое-то время подошёл пожарный поезд, обезумевшие люди кинулись к нему, пожарным ничего не оставалось делать, кроме как забрать людей и вернуть в Улу-Теляк. „Папа, ты почему такой страшный? Папа, у меня в ручках конфеты (пузыри ожоговые)?“, — последнее, что я слышал от неё. Доченька умерла 19 июня, в полном сознании в страшных мучениях, отказали почки... Мне сказали об этом, предварительно накачав морфием, на девятый день. Рвал бинты, волком выл... Гроза, такой я не слышал ни до, ни после, ливень ураганный в тот день. Это слёзы ушедших. Через год, день в день,19 июня родился сын...» — рассказал ещё один участник событий. Свою маленькую дочку он помнит до сих пор. Каждый год её фотография 19 июня появляется в группе, посвящённой памяти трагедии.

«Хоронили урны с прахом»

Место крушения превратилось в настоящий ад. Выжившие пытались выбраться, взрослые спасали из огня детей. В нескольких вагонах ехали молодые солдаты, они поспешили на помощь тем, кто был рядом.

«Мой друг Андрей Долгачев попал в этот ад, когда ехал из армии домой в город Новоаннинский Волгоградской области, поезд № 211, вагон 9. Вагон не опрокинуло, но выгорел он полностью. В ту ночь Андрей вытащил из вагона обгоревшую беременную женщину, судьба её мне неизвестна. Ожогов у него было не очень много (около 28%), правда, глубокие. Скончался Андрей через две недели после катастрофы в Свердловском ожоговом центре. Ему было 18 лет. Семья была бедная, хоронили всем городом», — рассказал Владимир Б.

«Мой родной дядя — Киртава Резо Ражденович, 19 лет, после учебки ехал в другую воинскую часть. В ту ночь он вытащил из горящего поезда больше десяти детей, ехавших из лагеря. Получил ожоги, несовместимые с жизнью (80%), ожоги были получены как раз во время спасения детей. Скончался на четвертый день после катастрофы. Посмертно награждён... В его честь была названа улица в селе, где он родился и вырос, в Грузии», — написала Тамара Б.

На помощь потерпевшим спешат местные жители. Людей отвозят в больницы на машинах, автобусах, телегах. Машинист направлявшегося следом грузового поезда Сергей Столяров отцепляет цистерны с нефтью и везёт на локомотиве раненых и обожжённых людей на станцию Улу-Теляк. Делает три рейса — и ещё два с прицепленной к электровозу платформой.

Для пострадавших в больницах освобождали целые отделения. Фото: АиФ/ Фото Александра ФИРСОВА

На место прибывают пожарные расчёты, спасатели, на зарево пожара едут скорые. Пассажиров доставляют в больницы Аши, Иглино, Катав-Ивановска. Самых тяжёлых отправляют в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Самару, Москву на вертолётах. Местные больницы переполнены, под поступающих пациентов освобождают целые отделения. Люди выстраиваются в очереди, чтобы сдать кровь для пострадавших. Тела раненых и погибших помогают разбирать молодые курсанты. По словам участников событий, в поисках останков приходилось просеивать землю.

«Я отлично помню, тогда, в 89-м, 10 классов закончила и поступала в Уфу. Сестра у меня в мединституте училась. Их тогда срочно всех вызвали на дежурства. Такое рассказывала! А парни из Аши, которые на учениях военных были поблизости от трагедии... наши сверстники... поседели», — вспоминает подписчица посвящённого трагедии паблика.

Точное число погибших до сих пор не известно. По одним данным, жертвами катастрофы стали 575 человек, по другим — 645, из них 181 ребёнок. Увечья получили 623 человека. Однако многие эксперты считают, что погибших было больше. Не все останки удалось идентифицировать.

«У нас возле морга стояли рефрижераторы с трупами. Целыми днями привозили родственников на автобусах на опознание. Жуткое зрелище — смотреть, как перекладывают обугленные тела», — пишет Максим К.

«У меня погибли пятеро в той катастрофе: родной брат Серёжа, его жена Ирочка, сынок брата Сашенька, которому на тот момент было шесть месяцев, Серёжина тёща Валентина Ивановна и родная сестрёнка Ирочки, Оксаночка, ей на тот момент было 10 лет. Они ехали в Белово, в гости к родственникам. Тел не нашли, хоронили урны с прахом. Объяснили нам, что момент взрыва пришёлся как раз на те вагоны, где они ехали. Мне тогда было 17 лет. Много лет ждали и не верили, что все погибли, надеялись, что хоть кто-то жив, но нет, проходило время, и мы все больше осознавали, что все-таки все погибли. Стали поминать их в церкви...» — говорит Ирина В.

«Помним о трагедии»

На месте катастрофы установлен мемориал. На гранитной плите — имена жертв катастрофы, а в братской могиле похоронены 327 урн с прахом. Позже здесь возвели памятник и построили платформу, куда каждый год приезжают близкие тех, чьи жизни забрала роковая ночь.

Соболезнования родным погибших 4 июня выразил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

«Эта трагедия унесла жизни сотен людей, очень многие пострадали от ран и ожогов. В эпицентре катастрофы оказалось немало наших земляков, в том числе детей, были там и юные хоккеисты команды „Трактор“. Беда коснулась сотен южноуральских семей. Челябинская область бросила все силы на помощь пострадавшим. День и ночь работали наши врачи, спасатели, волонтёры. Спасали жизни людей. Устраняли последствия чудовищного взрыва. Мы помним об этой трагедии, чтим память погибших, благодарим тех, кто не жалел сил и времени ради помощи людям», — подчеркнул глава региона.

В ХК «Трактор» также почтили память юных хоккеистов своей молодёжной команды. Ребята были в поезде, который следовал на юг, — направлялись в Краснодар на сбор урожая.

«На тот момент двукратные чемпионы СССР в своем возрасте. К сожалению, девять из них больше никогда не вернулись домой. Навсегда в наших сердцах», — появилось сообщение в Telegram-канале хоккейного клуба.